Она ослепла от невыразимого горя: рассказывает Виктория Петросян, что из Чартара

  • 11:35 04.06.2024

О том, что она родом из Чартара, как они проезжали мост Акари с триколором и стояли в очереди с новорожденным ребенком рассказывает Виктория Петросян

Я считаю себя коренным жителем Чартара, хотя часть моих предков родом из Норагюха. Моя семья прошла через множество испытаний, о которых взрослые старались не рассказывать детям. Моя бабушка хорошо готовила, дедушка играл и пел, мои предки были очень талантливыми, честными людьми, жили обычной, скромной жизнью.

Тетя моей матери жила в Сумгаите, из-за погромов переехала в Раздан и живет там до сих пор. Говорят, что она ослепла от невыразимой боли. Трое ее сыновей участвовали в Арцахских войнах, двое из них погибли. Они покинули дом, не предупредив, что идут на войну… Позвонили по номеру телефона, который нашли в кармане, и сообщили соседям об их гибели…

Сестра моей бабушки по материнской линии Шушан бабо во время погромов осталась дома с мужем, думая, что их не тронут из-за почтенного возраста. Их зарезали. Когда все чуть успокоилось в Сумгаите, родственники похоронили их во дворе их дома. Но азербайджанцы вырыли трупы и выбросили их во дворе, глумившись над мертвыми…

В советские годы нельзя было проводить политические дискуссии. Например, один из наших лекторов рассказывал, что во время диктанта в предложении ««ԽՍՀՄ գերագույն ղեկավարը` Ստալինը»» запретили ставить знак препинания «бут» (буквально — тупой), сочтя, что это солово может быть отнесено к Сталину.

Детство было одним из самых ярких моментов моей жизни, и я очень горжусь тем, что провела его там. Мы наслаждались каждым моментом: собирались с соседскими детьми, играли с одноклассниками, собирали цветы. Я была самой младшей дома, мы ходили в деревенскую крепость — Перт. Помню только хорошее. Я окончил Чатарскую среднюю школу номер один. Всегда буду говорить и призывать своих детей говорить на диалекте. Мы всей семьей ездили на камазе моего отца и добирались до самых высоких мест в селе. Каждый день был для нас праздником. Не было ни клочка земли, где бы не рос чрчрок или водяной кресс-салат. Я еще в детстве говорила, что мы невероятно богаты, так как у нас такая природа…

У нас в Чартаре есть монастырь Егиша. Мы поклонялись ему, это было наше святилище. Были случаи, когда люди добирались до монастыря пешком и оказывалось, что ребенок излечился.

Во время блокады взрослые говорили, что тоже проходили через трудности.

Я не помню Арцах в плохом состоянии. Мы прожили эти 30 лет счастливо. Теперь мое сердце болит при каждом воспоминании. Для меня арцахцы всегда на первом месте.

В 2020 году я не хотела покидать город во время войны. Было впечатление, что еще несколько дней, и все закончится… Погиб наш самый близкий друг. 18-летний внук моей тети до сих пор числится пропавшим без вести. Сколько родителей не знают о судьбе своих детей.

В январе мы уже собирались вернуться в Арцах. Какая это была радость… Была зима, мы открыли окно, чтобы подышать нашим воздухом… Я сразу сказала, что у меня будет два мальчика, но родилась девочка. Я хотела больше детей. Никогда не ныла. С новорожденным ребенком я стояла в очереди за подгузниками. Никогда не жаловалась, шутила, получалаот пребывания там удовольствие. Утешаю себя тем, что сделала все, что было в моих силах…

19 сентября 2023 года я впервые приготовила обед без масла. Написала на сайтах по обмену. Была дома с ребенком. Мои старшие дети были в школе и детском саду. Я одела свою малышку и спустилась в подвал. Телефонной связи не было. Муж привел детей в подвал: либо они нас вырежут, либо придется остановить войну.

Самым важным из моих личных вещей была одежда цветов нашего флага, ее носили все трое моих детей. Чтобы избежать унижения, муж убеждал меня не брать их в дорогу. Я тайком сунула их в сумку с одеждой, и так мы проехали Акари… Больше всего я пожалела, что не взяла с собой фотографию Аво.

Любимым районом в Степанакерте был тот, где мы жили. Памятник дед-бабе был постоянным местом прогулок и игр для моих детей.

В Армении мы встречали только хороших людей. Первую помощь нам оказали друзья моего мужа. Журналисты интересовались нашей жизнью и хотели помочь. Я буду благодарна всю оставшуюся жизнь.

Татев Азизян

f