Отказ от Конституции дает нашим врагам повод поставить под сомнение Третью Республику Армения

  • 23:40 28.06.2024

Собеседник Step1.am – ученый-конституционист Гоар Мелоян.

— Тикин Мелоян, власти говорят о разработке новой Конституции, а из Баку звучит требование убрать ссылку на Декларацию о независимости из Конституции Армении. В частности, они пытаются убрать из Конституции положения касательно вопроса Геноцида и воссоединения Армении и Арцаха. Что будет с Арменией, если это произойдет?

— Во-первых, не новость, что в повестке ныне правящей политической силы изначально был вопрос конституционных поправок. Об этом свидетельствуют дважды сформированные после прихода их к власти комиссии по конституционным реформам, первая из которых была расформирована в послевоенный период. Вторая комиссия была обязана представить общественности хотя бы концепцию конституционных реформ, что также не было сделано. Кроме того, в феврале глава исполнительной власти представил общественности новое видение, заменив конституционные поправки повесткой принятия новой Конституции.

В чем разница между конституционными поправками и новой Конституцией? Если в первом случае можно переиначить весь текст новой редакцией и внести необходимые изменения, без права изменить преамбулу и четыре непреложных статьи Конституции, то в случае принятия новой Конституции можно изменить и непреложные положения. Кроме того, параллельно мы видим требование президента враждующего с нами государства внести изменения в Конституцию Армении. Какие конституционные нормы для них неприемлемы? Как Вы правильно заметили, преамбула Конституции содержит ссылку на мессиджи отцов-основателей нашего государства и непосредственно к Декларации о независимости, которая является правовой основой нашего государства. Декларация о независимости, в свою очередь, определяет не только краеугольные камни нашего государства, но и историю армянского народа и армян. Это требование признания Геноцида, урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, вплоть до права на самоопределение и решение остальных вопросов, лежащих в основе армянской государственности.

Враждебные нам государства требуют также удалить изображение горы Арарат из атрибутов армянской государственности, в частности, с герба, но это техническое требование и незначительное по сравнению с глобальными требованиями. Если мы откажемся от Декларации о независимости, сначала убрав ссылку из Конституции, а затем положив на алтарь вопрос о легитимности Декларации независимости, мы напрямую ударим по правовым основам нашего государства, Третьей Республики, потому что именно Декларация о независимости является юридическим документом, который послужил основой образования и становления Третьей Республики Армения.

Иными словами, Конституция была принята в 1995 году на основе уже сложившихся институциональных органов и систем, и эти системы и государство возникли на базе Декларации о независимости, принятой в августе 1993 года. Отречение от этого документа, исключение его из Конституции даст нашим врагам основание выдвинуть поставить под сомнение тот факт, что Третья Республика Армения является правовым государством.

— И как нам противостоять этим планам?

— Надо не унывать и не сдаваться, следует разъяснять проблему людям, ходить буквально по домам. Власти начали опасную параллельную игру – референдум о членстве в Евросоюзе. Весьма вероятно, что здесь тоже кроется ловушка, цель которой — запутать людей. Прежде всего, членство в ЕС – не односторонний процесс. Сам Евросоюз должен быть готов принять нас в качестве своего государства-члена, а таких предпосылок нет вообще. Мы не получили такого посыла из Европы, чтобы можно было предположить, что такое развитие событий возможно. Тем более, что у нас есть яркие примеры: Грузия и Украина. И да, наша Конституция и Закон о референдуме определяют круг вопросов, подлежащих референдуму, и вопросов, которые не подлежат референдуму. Если будет стоять вопрос о членстве в Евросоюзе, то это процесс присоединения к наднациональному органу, и он действительно решается путем референдума. Но если речь, скажем, о либерализации виз, то этот вопрос подлежат регулированию международным соглашением, а не путем референдума.

Поэтому наша задача – как можно точнее, по всем доступным каналам, объяснить нашей общественности все угрозы, с которыми она столкнется, если одобрит запланированный референдум.

Роза Ованнисян

f