Международное сообщество не оспаривает решение 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха

  • 12:18 04.07.2024

Алиев боится смены власти в Армении и потери «достижений»

Алиев, выдвинувший требование об изменении Конституции Армении и фактической отмене решения 1 декабря 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха, сделал Армении новое «предложение» – до подписания так называемого мирного договора парафировать его основные принципы в течение нескольких месяцев.

Очевидно, что требование об изменении Конституции и изъятии из нее ссылки на Декларацию о независимости не принимается ни армянским обществом, ни международными акторами. Даже правящая партия не может решиться на конституционный референдум — Пашинян уже поручил разработать проект новой Конституции только к концу 2026 года, а вероятный референдум в сентябре по вопросу вступления в ЕС, который мог бы стать своеобразным конституционным плебесцитом, также «отменен» Пашиняном.

Международные аналитики в один голос говорят о том, что даже при большом желании правительство Пашиняна не сможет изменить Конституцию. Во-первых, уже говорят, что Движение Баграта Србазана намерено активизироваться осенью, и изменения в Конститиуции могут стать роковыми для правительства Пашиняна. Кроме того, ни одно иностранное государство не призвало Армению изменить Конституцию и отречься от решения 1989 года.

Более того, США открытым текстом призывают Алиева отказаться от дополнительных требований и подписать мирный договор. Алиев отказывается, и в Баку говорят, что Запад уже приступил к шантажу Алиева. В частности, опубликованный на днях в Ереване доклад международных правозащитных организаций, сделанный по заказу Госдепа, был воспринят в Баку как угроза со стороны США. В докладе, в частности, утверждается, что есть все основания для обращения в МУС для признания действий Азербайджана в Арцахе в 2020-23 гг. как преступлений против человечности и военных преступлений. И если это не сделет правительство Армении, то могут сделать другие.

Кроме того, в Баку возмущены вчерашним докладом Комитета по пыткам Европарламента, в котором отмечены вопиющие факты пыток в Азербайджане.

Алиев понимает, что при наличии решения о воссоединении Армении и Арцаха 1989 года (которое, кстати, не было оспорено ни одной международной инстанцией) «мирный договор» станет фикцией. Расим Мусабеков, к примеру, предлагает «парламенту Армении, в котором правящая партия «Гражданский договор» обладает абсолютным большинством, принять резолюцию, признающую решение «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха» юридически ничтожным, утратившим силу и исключить ее из Декларации Независимости, а также из других законодательных и правительственных Актов». Он говорит, что «решение об объединение Армении и Нагорного Карабаха имплементировано не было, на картах, представленных Ереваном в ООН, так называемый «НКР» не включался», при этом Баку всеми своими действиями подтверждает, что этот документ в силе.

«Выход из тупика» предложил Алиев, который допустил парафирование согласованных базовых принципов армяно-азербайджанского урегулирования.

Зачем Алиеву парафировать то, к чему он уже вынудил Армению? Алиев наверняка понимает, что изменение власти в Армении и мировых трендов разнесет в пух и прах все его достижения, в том числе, достигнутое военными преступлениями и применением силы и угрозы силы. Он хочет хоть что-то подписать, хотя и это не будет необратимым. Потому что никто в мире не оспаривает региональную конституцию, в основе которой лежит воссоединение Арцаха и Армении — как первый акт восстановления справедливости и прав, нарушенных русско-турецкими договорами 1921 года и советскими «декретами».

Наира Айрумян

f