Собеседник Step1.am – политолог Александр Манасян.
— Господин Манасян, Баку говорит о так называемом «возвращении азербайджанских беженцев», пытаясь противопоставить их арцахским армянвам. Эквивалентны ли эти вопросы и как следует отвечать на эти требования?
— Нас завлекают в различные ловушки, чтобы мы сосредоточились на этих вопросах и не выходили за определенные ими рамки. Однако мы обязаны знать фундаментальные вопросы: принадлежит ли Арцах Азербайджану по международному праву или нет. И есть ли в природе так называемый «Западный Азербайджан»? Нашим главным аргументом должно быть это: что бы ни говорили, мы должны повторять как мантру, что Арцах не принадлежит Азербайджану по международному праву. Это было подтверждено решением Лиги Наций в 1920 году. В меморандуме Пятого комитета и генерального секретаря Ассамблеи сказано, что Азербайджан раньше не был государством, что так называемая Азербайджанская Демократическая Республика заявила о себе на неопределенных территориях, которые вообще невозможно идентифицировать.
С другой стороны, никто не может сказать, где заканчивается Восточный Азербайджан, и такая формулировка юридически бессмысленна для границ государства. Даже сегодня они полагаются на этот бессмысленный фундамент. Но есть более интересный факт: в 1991 году, когда они принимали конституционный акт о независимости Азербайджанской Республики, которым восстанавливали Демократическую Азербайджанскую Республику, они знали, что формулировки о территориях и границах юридически бессмысленны. Поэтому в конституционном акте изменили формулировку и написали: «Территории Азербайджанской Республики в исторически сложившихся границах неприкосновенны и неотчуждаемы».
Но это звучит еще более абсурдно, чем формулировка Азербайджанской демократической республики. Никто не знает, что это такое, тем более, что Лига Наций заявила, что исторически не было никакого азербайджанского государства.
Мы не решаем проблему уже 30 лет и игнорируем эти факты. Мы постоянно вступаем в мелкие споры о том, кому принадлежит Киранц, а кому Воскепар. Мы забываем главный вопрос — с точки зрения международного права, на основании международного права, эти территории вообще не принадлежат Азербайджану. В 1991 году он не декларировал территорию, заявив, что провозглашает себя «в исторически сложившихся границах». Абсурдная, бессмысленная с точки зрения права территориальная амбиция, не подлежащая демаркации и корректировке. Отсюда следует, что все азербайджанские республики никогда не декларировали территории, у них нет заявленных территорий.
Казалось, что в результате референдума, состоявшегося 29 декабря 1991 года, они должны были заполучить законные территории, но этого не произошло. На референдум был вынесен вопрос: «Согласны ли вы с конституционным актом?», где границ нет, где о границах написано что-то нелепое. Мы игнорируем все это и занимаемся мелкими вопросами. Им удается вовлечь нас во второстепенные споры, предпосылкой которых является то, что это их территория.
— Арцах был оккупирован силой, и они заявляют, что «вопрос Арцаха решен». Можно ли вот так закрыть вопрос Арцаха?
— Вопрос Арцаха не решен де-юре, международное право не считает правовыми государства, образовавшиеся в результате агрессии. 16 декабря 1991 года, а затем 23 декабря, после Алма-Аты, Европа приняла так называемую «Декларацию 12», где говорилось, что она не признает государства, созданные в результате агрессии. Она также выдвинула стандарты: это касается национальных меньшинств, прав человека, решения территориальных вопросов мирным путем. Азербайджан не соответствовал ни одному из этих критериев.
Сейчас, когда говорят, что «Нагорный Карабах принадлежит Азербайджану», следует учитывать, что Нагорный Карабах был заполучен путем агрессии, что не подлежит признанию по международному праву. Мы должны говорить об этом сегодня. Прежде всего надо сказать: эй, Алиев, покажи «кадастровую бумагу», по которой он ваш. Посмотрим, что он покажет, ему нечего показывать. И мы должны заявить, что эти территории не ваши. В эти территории входит не только НКАО, а весь Нагорный Карабах, который был присоединен к Азербайджану решением, не принятым Кавбюро. Другими словами, это был также акт насилия, агрессивный акт.
Мы много говорим о том, что НКАО была основана на территории, где 95 процентов населения составляли армяне. Но в том незаконном решении Кавбюро говорилось обо Нагорном Карабахе в целом, а там процентов 70-80 тоже составляли армяне, в Шаумяне, Карвачаре и других районах мы имели бы решающее большинство.
Итак, наша проблема в незнании, мы как нация не знаем фактов и документов. А они знают все наизусть и с этими ничтожными документами захватывают нашу страну. Они говорят: это мое, а мы говорим: да, это твое, приходи и возьми. Пока мы не будем знать правду, мы не сможем сформировать позицию. Они знают правду, потому что сами подделывали документы: все документы по Карабаху фальшивые.
Наши специалисты часто говорят, что Нагорный Карабах был распущен Азербайджаном в ноябре 1991 года. В ноябре 1991 года Советский Союз еще существовал, и у них не было на это права. Но они приняли это решение в ноябре и опубликовали его несколько месяцев спустя, когда Советов уже не было. То есть за что ни возьмись, все документы фальшивые, но мы все принимаем за «чистую правду», потому что не знаем документов. А не знать документов – значит не знать своих прав. И наоборот, если мы не знаем своих прав, мы будем верить любым документам.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.