Единственным незаменимым витамином в блокадном Арцахе был юморин, а «инструкцию к применению» можно было найти на странице Карине Петросовой в Facebook.
Дефицит еды, отсутствие транспорта, знакомый продавец в начальный период блокады стали юмористическими прививками, более или менее облегчавшими тяжкие дни.
«Все началось со знакомого продавца, — рассказывает Карине. — Однажды я зашла в магазин и попросила уже не помню что. Продавец посмотрел на меня необычным взглядом и ничего не ответил». В тот момент я поняла, что нужно завести хорошего знакомого-продавца, чтобы доставать товар «из-под прилавка».
В Степанакерте появились герои известных фильмов, и начались блокадные диалоги.
Страница Карине в Facebook стала распрстраняться как вирус, потому что она нашла юмористическое решение проблем, которые волновали всех.
— Мне часто говорили: по вашим фотографиям мы узнаем, что выбросили в таком-то магазине, — вспоминает Карине.
Ситуация ухудшалась, и в середине августа и начале сентября преодолевать трудности становилось невозможным, но война и депортация были невыносимы.
Трудно было представить, что ты доживаешь свои последние дни на родине и вероятно, что больше никогда не сможешь вернуться домой, посетить могилы своих родственников.
Карине росла без отца: он умер в день ее рождения, когда ей было 5 лет. Хотя детство было трудным, самые теплые моменты запечатлены в ее воспоминаниях. Лучшие воспоминания о детстве и юности связаны с бабушкой и дедушкой, с которыми она выросла.
Как и всем, тяжелее всего думать о могилах, оставшиеся без присмотра и без хозяина, и огромная тоска, которая гложет всех нас.
Чтобы преодолеть тоску по дому и почувствовать себя ближе к нему, Карине нашла решение.
— Я хорошо рисую и часто беру в руки бумагу и карандаш. Однажды в порыве ностальгии я нарисовала наш дом, даже выделила емкость для шпилек, — рассказывает она и говорит, что картинка потом стала татуировкой на ее руке.
— Реакция родных была разной, потому что они не знали, что это за татуировка, но когда они увидели наш дом на моей руке, смягчились.
После депортации Карине продолжала писать трогательные воспоминания об Арцахе, о кастрюле во всех наших домах, которую не удалось привезти, о первоначальном поиске работы и походах на десятки собеседований, о недавноих вспышках ненависти, но все это опять же с юмором.
Она говорит, что единственный способ не сойти с ума — посмотреть на ситуацию под другим углом и добавить немного юмора.
Мариам САРГСЯН
Материал подготовлен в рамках проекта Медиа-клуба «Степанакерт»
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.