Они хотят разделить нас, уничтожить генофонд арцахцев

  • 22:25 03.08.2024

Артур Аванесян, потерявший двоих сыновей и дважды вынужденный покинуть свои дома, поселился в Айруме Тавушской области. Геворг погиб на войне 2020 года, Гагик пал во время взрыва на складе горючего 25 сентября 2023 года.

Артур не принимает реальность и тяжело воспринимает решения правительства РА в отношении арцахцев.

— В основу жилищной программы правительство положило план, которым намерено обесчестить арцахских армян. Что значит отказаться от кода 070? они призывают отказаться от гражданства Арцаха и стать гражданами Республики Армения: но разве в наших паспортах не указано гражданство Армении? То есть речь просто о том, чтобы вычеркнуть полностью Арцах. Под предлогом поддержки они вводят людей в заблуждение, пытаясь изолировать арцахских армян. Многие сейчас в Армении имеют двойное гражданство, почему бы и нам не позволить то же самое? Я тоже хочу иметь это право.

Программа жилищной поддержки имеет множество недостатков. Она далека от реальности, учитывая рыночные цены на квартиры. Здешним ценам могут позавидовать даже самые развитые европейские страны. Я считаю программу издевательством над вынужденными переселенцами из Арцаха.

Арцах всегда был «пограничником», границей для Армении. И сейчас, когда арцахцев принуждают жить в приграничных населенных пунктах, я считаю непростительным. Согласно этому плану, арцахские армяне будут рассеяны по всей стране, отток увеличится. Они хотят разделить нас, уничтожить генофонд арцахцев. Однако наша рука всегда будет сжата в кулак.

В городе Айрум, где мы временно поселились с семьей моего старшего сына, к арцахцам относятся хорошо. Здесь живут простые и честные люди, которые стараются поддержать нас своим сострадательным отношением. Программой пока пользоваться не собираюсь, хотя включен в первый этап. Два моих сына покоятся в Ереване, и я не могу жить вдали от них, — говорит отец и добавляет. — Могила моей жены осталась беспомощная в Акнахпюре…

62-летний педагог Артур Аванесян до последнего момента был ополченцем. После героической гибели сына решил встать на защиту земли, окропленной его кровью. После падения Акнахпюра жил в соседней общине Айгестан: пытался начать все с нуля на новом месте, но события приняли совершенно иной ход.

— Геворг погиб смертью героя. Он был наводчиком, сражался до последнего вздоха, как друзья рассказывают. Даже враг оценил невообразимый бой моего сына. Останки нашли через день после гибели. Геворг лежал в окопе, накрытый своей курткой, будто спал. Я никогда не забуду слова Артура из Аветараноца. Он сказал мне, что я могу гордиться: Геворг — настоящий герой, даже вражеские наемники признали его героем — шехидом…

Другой мой сын, Гагик, 19 сентября был в Сардарашене, он был сапером. Вернулся домой целым и невредимым, но мы рано радовались. Они с моим племянников погибли во время взрыва на складе горючего. Через что только не приходится проходить арцахцам и где мы берем силы? За свою многовековую историю Арцах не находился под чужеземным игом, и исход также можно рассматривать как отказ жить под властью врага, под чужим флагом.

С большим трудом, но мы совершили этот шаг и хотим жить вместе, компактно. Я думаю, что построить район для расселения арцахцев не так уж и сложно. Хотя ничто не может заменить нашу родную землю и воду, наш арцахский мир, мой Акнахпюр, — добавляет арцахец, дважды переживший горечь депортации.

Карине Бахшиян

f