В ООН также удивились, что арцахцы могут вывигать политические и правовые требования

  • 21:12 16.08.2024

На вопросы Step1.am отвечает учредитель Инициативного центра «Ген» Армине Авагимян.

— Вы недавно призвали арцахцев, помимо социальных и бытовых вопросов, поднимать также вопросы,касающиеся имущества, сохранения культурного наследия Арцаха и коллективного возвращения в Арцах. Как вам кажется, активны ли арцахцы в отстаивании своих прав, откликнулись ли на ваш призыв?

— Мой призыв активно распространялся в соцсетях — люди активно комментировали, но когда пришло время практических шагов, к сожалению, возле офиса ООН собралась только горстка людей. В каких-то случаях количество важно, но в данном конкретном случае это был очень серьезный фактор, потому что когда мы подошли к охране и потребовали встречи, чтобы передать письмо Постоянному координатору ООН, я заметила, что охранник сосчитал участников акции, чтобы доложить начальству.

Через два-три дня после акции перед офисом ООН нам дали аудиенцию. Мы предъявили свои требования: есть решение Международного Суда от 17 ноября 2023 года, и оно должно быть выполнено, мы подняли вопрос о культурном наследии, правах собственности, говорили о возвращении пленных. Я заметила, что они также были удивлены тем, что арцахцы, помимо внутриполитических, выдвигают политические и юридические требования. Сколько бы мы ни обращались раньше, нам обещали только гуманитарную поддержку, а мы пытаемся дать понять, что нужды народа Арцаха являются следствием политики этнической чистки, проводимой Азербайджаном, при молчаливом согласии мира. Мы не боремся с последствиями, мы хотим реализовать свои фундаментальные права. Ничего больше, чем написано в решении Международного Суда.

Мы ежедневно становимся свидетелями того, что Азербайджан творит в Арцахе, пытаясь полностью стереть армянский след. И все это происходит в результате нашего молчания. Молчание, терпимость арцахцев  непонятна и разочаровывает. Правительство не отстаивает наши права (я имею в виду власти и Арцаха, и Армении), и мы не можем позволить себе заниматься повседневными бытовыми вопросами. Арцахский вопрос пытаются закрыть, мы очевидцы этого, но мы даже не пытаемся препятствовать этому. А власти Армении даже уже не говорят о возвращении в Арцах.

— Какую ответственность и что должны делать в этих вопросах представители властей Арцаха? Власти Армении не скрывают, что закрыли для себя Арцахский вопрос, а как же руководство Арцаха?

— Как только мы говорим о президенте Арцаха, начинают сердобольно возражать, что он подвергается гонениям и политическому преследованию. А как же его ответственность по отношению к собственному народу. Он ведь добровольно согласился взять на себя роль президента Арцаха в тот трудный период, а это предполагает ответственность. Но они не смогли организовать как положено эвакуацию, добиться успеха в переговорном процессе, они верили обещаниям российских миротворцев до последнего вздоха. То же самое и здесь: арцахцы не могут получить от своих властей ответы на волнующие их вопросы. Людям не получают ответов на социальные, финансовые и другие вопросы. А проблем у арцахцев уйма: пенсии, пособия, часть зарплат так и не выдали, детские пособия… Граждане ежедневно обращаются ко мне: что с нашими деньгами, вкладами, куда нам обращаться? По накопительным пенсиям много вопросов, мы не знаем, куда пропали пенсии за сентябрь прошлого года. Не говоря уже о чисто гуманитарных вопросах, родственники похороненных в Арцахе военнослужащих в достаточно тяжелой ситуации, они не знают, к кому обратиться, как сформулировать свои требования. Мы также обсудили эти вопросы с постпредом ООН.

Поскольку со стороны арцахцев нет сопротивления, да, наши проблемы с политико-правового уровня опустились на гуманитарный уровень. И это уже реальность, которая, судяпо всему, выгодна всем сторонам, желающим закрыть Арцахский вопрос. Власти Армении даже не произносят слово «Арцах». И в этой ситуации, к сожалению, молчат и арцахцы. Более 30 лет мы жертвовали собой, а сейчас люди одержимы социальными программами. Мы планируем несколько мероприятий в ближайшем будущем. Нам предстоит встреча с представителем ЕС, мы должны выразить нашу твердую позицию по поводу проведения COP 29 в Баку. Что значит проводить подобное мероприятие в стране с таким авторитарным режимом, как бакинский? Это просто издевательство. Мы должны направить наше послание как ООН, так и основным странам-акторам.

Роза Ованнисян

f