Второй шанс, или Как найти работу

  • 18:25 26.09.2024

На фото Зарине и Марат с детьми

Зара Петросян – вдова Марата Гараяна, полковника резерва Национальной службы безопасности Республики Арцах, кавалера ордена Боевого креста 1-й степени. Оказавшись в засаде, Марат покончил собой, взорвав гранату, но не сдался. Сегодня жена героя 44-дневной войны одна воспитывает детей.

В «прежней» жизни Зара имела работу, здесь, чтобы найти свое место в новой среде, она приобретает новую профессию, участвуя в курсе «Управление человеческими ресурсами» (HRM), организованном Армянским Всеобщим Благотворительным Союзом в Тренинговом центр Комитета государственных доходов РА.

Она говорит, что после Марата было безумно трудно снова найти себя, но родная земля поддерживала, а теперь борьба с проблемами усугубилась. В Арцахе она работала в органах безопасности, в аппарате президента, а сейчас в поисках работы.

«Раны 2020 года еще не зажили, но нам приходится сталкиваться с новыми проблемами, заново открывать себя в новой среде, это сложно, но ответственность за троих моих детей и маму лежит на мне», — говорит Зара.

Лиана Аванесян была государственным служащим, работала экспертом в парламенте Арцаха, членом комиссии по регулированию общественных услуг и экономической конкуренции, была и руководителем аппарата в одном из министерств, затем работала в жилищном комитете. У него достаточно опыта, и она делится своим опытом при решении задач на курсах. Она также в поисках работы, расходы семьи по-прежнему покрывает муж-стоматолог, но как только будет подходящая работа, Лиана пополнит ряды работающих членов семьи.

Лиана довольна полученными знаниями в учебном центре, тренеру Анне Максудян удалось очень быстро передать стабильные знания, объяснить, как набирать персонал, проводить собеседования, формировать и адаптировать команду и какие инструменты использовать для оценки эффективности работы.

На фото Лиана Аванесян с Анной Максудян

30 женщин из Арцаха приняли участие в курсах, организованных AGBU, и за полтора месяца овладели специальностью по управлению человеческими ресурсами, которая только приживается в армянской среде и является востребованной профессией.

На фото участники тренинга

Инга Багдасарян изготовляет милые игрушки и сумки. Благодаря своему труду Инга подрабатывает, но очень мало, учитывая, что она тратит деньги на транспорт каждый раз, когда приезжает в Ереван.

На фото рукоделие Инги

Инга раньше работала начальником отдела кадров Степанакертского аэропорта, но сейчас не может найти работу. Она проходит уже второй тренинг, имеет соответствующие знания и опыт, но не проходит этап собеседования при приеме на работу.

На фото занятие во время тренинга

Голгофа поиска работы

Рузанна Хачатрян – одна из переселенцев 2020 года, она родом из села Туми Гадрутского района. Рузанна уже 4 года не может найти подходящую работу, участвует в различных собеседованиях. Недавно она пыталась устроиться на работу в школу, но когда Рузанна подала заявку на участие в конкурсе, ей внятно объяснили, что уже известно, кто будет работать на этой должности. Рузанна удивилась — ведь по правилам конкурса необходимо обсуждать всех номинантов, после чего у нее забрали документы, но за день до конкурса ей позвонили и сообщили о необходимости сертификации, без которой кандидат не может участвовать в конкурсе. «Вот так меня оставили вне игры», — говорит Рузанна.

На фото Рузанна Хачатрян

Бывший педагог так глубоко изучила тему, что может написать диссертацию.

«После войны я оказалась в мире, отличном от моей родной среды. Здесь все было иначе. Отчаяние чувствовалось на каждом шагу. Необходимо было быстро интегрироваться в окружающую среду. Для людей, потерявших все, наряду с болью, надо было выживать изо дня в день. Необходимо было найти работу. Я начала активный поиск, причем в разных сферах. Меня пригласили на собеседование из нескольких мест. Я пошла, но оказалось, что так называемое собеседование – это особый «ритуал» на ереванском рынке труда. Привыкшая подавать заявление на работу с рукописным резюме я поняла, что отстала от времени. Резюме было обязательным везде. К счастью, на курсах, организованных Центром карьеры ЕГУ, я научилась писать грамотное резюме и решила участвовать в конкурсах на вакантные должности в государственной системе. Зря, я так и не нашла работу», — говорит Рузанна.

Не сумев найти работу в государственной системе, Рузанна успела поработать на фабрике сухофруктов, в пекарне, в вафельном цеху. Это было в каком-то смысле спасением — лишь бы снова не пришлось отправлять резюме, проходить скучные собеседования и оставаться без работы.

«Я до сих пор анализирую все пройденные мной собеседования, пытаюсь найти свои пробелы. И только недавно я пришла к выводу, что чересчур честна и не могу «замазывать» свои недостатки», — делится она.

В Армении широко распространена практика неоплачиваемой работы в первые недели трудоустройства. Рузанна сталкивалась с этой проблемой несколько раз. «Поскольку мне очень нужна была работа, я соглашалась на неоплачиваемую стажировку в течение несколько дней, но когда дни превращались в недели, я вежливо напомнила работодателю, что Трудовой кодекс РА предусматривает другое».

Стремление Рузанны к справедливости в целом не приветствовалось, в результате она оставалась без работы.

Как стажер, ищущая работу, Рузанна Хачатрян видит различия в процессе трудоустройства вынужденных переселенцев 2020 и 2023 годов. «После депортации 2020 года система автоматически принимала заявление о приеме на работу в госсистему при условии предоставления соответствующего стажа и документов. После полной деарменизации Арцаха в 2023 году выяснилось, что запись «гражданство: РА» в наших синих паспортах не столь уж и «достоверна».

То, что в Армении сложно найти работу, арцахские армяне, что называется, почувствовали на собственной шкуре, особенно после депортации 2023 года. В 2020 году на государственные должности принимали и переселенцев с синими паспортами, а вот для переселенцев второго потока процесс усложнился. Чтобыустроиться на государственные должности, вдруг обязательным условием стало гражданство Армении.

По слухам, есть внутренняя директива не нанимать арцахцев на государственную службу. Некоторых работавших уже уволили под предлогом участия в митингах. Так многие люди познакомились с репрессивными методами демократической Армении.

В любом случае, целая плеяда имеющих опыт работы в государственных структурах людей оказалась маргинализированной. Получение новой специальности – это возможность найти другую работу и новый образ жизни. По окончании курсов, где взрослые люди среднего возраста усваивают уроки как студенты, единственное желание – найти достойную работу.

Марине Мкртчян

Материал подготовлен в рамках проекта Медиа-клуба «Степанакерт»

f