Гость Step1.am — Жанна Крикорова, художественный руководитель, режиссер Степанакертского русского драматического театра
Родилась я на российском Крайнем Севере, в Норильске – в то время этот город считался самым северным городом мира. Когда мне было 16 лет, семья переехала в Ереван, где я окончила школу, потом филологический факультет ЕГУ по специальности русский язык и литература. Все мои предки по материнской и отцовской линии – из Карабаха. Мы всегда приезжали сюда на летний отдых, тогда в Степанакерте нас называли дачниками. Так что, вся моя жизнь связана с Арцахом.
В самом начале 90-х я была вынуждена уйти из школы, где работала после окончания университета. Средняя школа им. Шевченко, как и другие русские школы Еревана, в один момент стала армянской, был назначен новый директор, член партии АОД, с которым у меня случился конфликт, что и определило мою дальнейшую судьбу. Я ушла в журналистику и общественную деятельность. Так, отношения с Арцахом вышли за рамки родственных и дружеских уз, вся моя профессиональная деятельность с тех пор была связана с карабахским конфликтом.
В 2005 году я окончательно переехала в Арцах – меня пригласили на работу в МИД, где я проработала до 2012 года. Жила в Шуши. Но настал момент, когда я поняла, что все, что делаю, на что трачу время и силы, не дает ожидаемых результатов. И я решила вернуться к преподаванию.
Свои двери открыл для меня Университет Месроп Маштоц, куда меня взяли на позицию проректора по работе со студентами. И первым проектом, который мы затеяли со студсоветом, стал поэтический спектакль «Подвал бродячей собаки». Так родилась наша арт-студия «Бродячая собака», и студенческий театр стал главным делом моей жизни. Изначально не было цели создавать театр, мне просто хотелось вовлечь молодежь в пространство высокой литературы, помочь им раскрыть себя, показать один из путей для саморазвития и самопознания.
До 2020 года наша арт-студия выпустила почти два десятка спектаклей, с учетом работ, сделанных также детской студией, которую мы открыли в 2017 году. В основном это были поэтические спектакли и сказки для детей. Пьесы писала я сама, но не только потому, что поэтических пьес практически нет, а по причине гораздо более важной: сколько актеров на данный момент — столько и ролей должно быть в инсценировке. Мы никогда не делали кастингов, мы работали с теми, кто хотел, у кого глаза горели, кто был готов преодолеть самого себя.
Война внесла свои коррективы. Я потеряла все: и дом, и документальную память обо всей жизни моего рода, моей, моих детей – все это было похоронено 9 ноября 2020 года. Многие актеры уехали, я сама волею судьбы застряла в Ереване. Но с появлением в моей жизни Александра Сергеевича Бордова, главы русской общины НКР, с которым меня состыковала актриса нашей студии Эмма Огольцова, начался, можно сказать, новый этап нашей театральной жизни.
Александр Сергеевич предложил на базе студенческого коллектива создать Степанакертский русский драматический театр. Я восприняла это предложение с огромной радостью и воодушевлением, вернулась в Арцах и почти сразу приступила к работе над новым спектаклем. Так и родился наш СРДТ, который пока, конечно, находится в стадии формирования, но за год мы выпустили 4 спектакля, а в ближайшее время планируется еще одна премьера. Наверное, важно отметить, что три последние спектакля были выпущены в условиях блокады. Безусловно, расширено жанровое поле – театр ведь драматический, но и поэзия не забыта: недавняя премьера, спектакль «Во весь голос» — социальная драма по творчеству Владимира Маяковского.
У театра должен быть Дом. Не просто так театр называют храмом искусств. Театр – это величайшее таинство, это магия, когда на ваших глазах происходит рождение и умирание целого мира. А в Степанакерте у театров нет Дома. Да, конечно, наш государственный театр им. Папазяна смог создать почти из ничего театральную сцену в маленьком зале Дворца молодежи. Но даже это очень далеко от того, что считается Театром, таким театром, которым был старый степанакертский театр, о чем помнит и с тоской вспоминает старшее поколение степанакертцев. Они ходили в театр как на праздник: мужчины одевали свои парадные костюмы, женщины – самые нарядные платья, актеры почитались как национальные герои, а программки спектаклей хранились как драгоценная память о встрече с прекрасным. Мы утратили эту культуру, в нас нет почтения к театру как к храму, мы считаем нормальным опаздывать на 15 минут и больше, мы позволяем себе разговоры во время действа на сцене, мы с первых минут начинаем щелкать телефоном, потому что главное для современного зрителя – выставить фотки в социальную сеть, как свидетельство того, что вы посещаете культурные мероприятия, а не то, что вы из этого черпаете.
СРДТ пока бездомный, все, что у нас есть – небольшая мастерская, где мы репетируем почти впритык к премьере, на сцене удается поработать, в лучшем случае, неделю. Ничего не поделаешь, гостеатр тоже работает, и их сцена занята практически всегда, но несмотря на это они иногда нас очень выручают, за что мы благодарны директору театра Армену Арутюняну. Также часто зал для репетиций нам предоставляет центр культуры им. Азнавура, но зал в центре находится в ужасном состоянии, практически аварийном, и, кроме того, сцена — совершенно не театральная, что сводит зрелищность спектакля практически к нулю.
Можно долго и много говорить о проблемах театра в Степанакерте: скудость средств, отсутствие профессиональных кадров в области сценографии, звуко и светорежиссуры, нет актеров, режиссеров – это вообще тема для отдельного разговора. Но, тем не менее, нам удается делать спектакли, удается радовать и удивлять зрителя. И это происходит за счет энтузиазма актеров, их готовности служить театру и выполнять любые задачи – ведь им приходится быть и грузчиками, и плотниками, и малярами, и оформителями. Это происходит благодаря вере в нас и поддержке нашего директора Александра Бордова, и благодаря финансовой и технической поддержке Организации ДИАЛОГ во главе с Юрием Навояном, доктора юридических наук Самвела Караханяна и Фонда «Центр высоких технологий и стратегического планирования». И самое главное потому, что в обществе есть огромный запрос на театральное искусство.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.