Иранская газета «Фархихтеган»: «Что происходит по ту сторону Араса?»

  • 13:54 04.11.2024

russia-artsakh.ru

Карабахская война 2020 года вызвала значительный сдвиг в балансе сил на Южном Кавказе, фактически разрушив структуру безопасности, существовавшую с 1994 по 2020 год

Прошло шесть дней с тех пор, как израильский режим напал на Иран, но, несмотря на широкое осуждение этого действия в исламском мире и регионе, Азербайджан до сих пор не осудил эту агрессию.

От Ирака и Турции до Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна — все осудили израильскую агрессию.

Пожалуй, нападение Израиля в субботу (26 октября 2024 г.), является подходящим индикатором для понимания сложности и запутанности отношений между правительствами соседних стран и Тель-Авивом.

Хотя ряд несуверенных правительств в регионе предприняли шаги по налаживанию отношений с израильским режимом, а некоторые другие сопротивлялись давлению, несмотря на слабое управление, правительство Азербайджана, несмотря на относительный суверенитет над своей землей и независимость, сознательно и целенаправленно двинулось в сторону налаживания отношений с Тель-Авивом.

Между тем, у ведущих стран по отношению к Израилю не такие странные отношения с Тель-Авивом, как у Баку. От Египта и Иордании до ОАЭ и Бахрейна отношения между правительствами и Израилем не характеризуются такими глубокими и широкими узами, как в Азербайджане.

История бакинского режима, шантажирующего Тель-Авив против Тегерана, настолько длинна, что ее невозможно скрыть. Именно по этой причине после убийства Исмаила Хании в Тегеране бакинский режим, опасаясь ответной реакции Ирана, заявил, что у Израиля нет базы на его территории.  Заявление было признано недействительным менее чем через два дня, когда представители сионистской армии вызвали своих солдат с территории Азербайджана.

Хотя утверждалось, что эти солдаты — горские евреи, живущие в Азербайджане и регулярно ездящие в Азербайджан, но на самом деле все обстояло иначе.

Теперь, после вторжения израильского режима  на иранскую территорию, страны, которые доверили обеспечение своей безопасности оккупантам и сдали им в пользование свои военные базы, должны с большей осторожностью относиться к возможному ответу Ирана, чем любая другая страна.

«Израильский режим и стратегия Кавказа»

Согласно подробному исследованию Ближневосточного центра Карнеги, в конце первого десятилетия нового столетия взаимодействие сионистского режима со странами Кавказа усилилось. Политика израильского режима в этом регионе прошла два основных этапа. Первый этап до 2008 года заключался в сосредоточении внимания на Грузии, в ходе которого израильтяне обучали грузинскую армию и позволяли военным компаниям продавать этой стране современное оборудование и беспилотники. Но после войны в Южной Осетии в 2008 году сионистскому режиму пришлось снизить уровень этой поддержки, чтобы не провоцировать Россию. Чтобы компенсировать это, сионистский режим усилил свое стратегическое присутствие в Азербайджане.

Азербайджан – прибежище Моссада

Вторым этапом стало взаимодействие сионистского режима на Кавказе с Азербайджаном; объем торговли между этими двумя странами достиг около 4 миллиардов долларов. Сионистский режим закупает азербайджанскую нефть и планирует в ближайшее десятилетие импортировать из этой страны 12 миллиардов кубометров газа.

Согласно отчету Стокгольмского международного института, сионистский режим отвечал за поставку около 60% вооружения азербайджанской армии в период с 2017 по 2020 год.

С другой стороны, Тель-Авив обеспечил около 40% своих потребностей в нефти из Азербайджана.

В октябре 2022 года Бени Ганц, бывший министр обороны сионистского режима, совершил секретную поездку в Азербайджан, где подписал несколько соглашений о сотрудничестве в военной сфере и сфере безопасности.

Газета «Маарив» ранее сообщала, что Азербайджан является базой для Моссада, и сионистский режим использует географическую близость Азербайджана к Ирану для наблюдения за событиями в этой стране.

Иран неоднократно обвинял соседнюю страну в пособничестве шпионажу. Отметим, что сионистский режим также помогает Азербайджану в сфере кибербезопасности.

Европейский центр контртеррористических исследований сообщил, что за последние 7 лет около 92 грузовых самолетов перевезли в Азербайджан военную технику от сионистского режима.

Министерство иностранных дел Ирана неоднократно обвиняло сионистский режим в попытке превратить территорию Азербайджанской Республики в арену для угроз национальной безопасности Ирана.

По словам Шимона Переса, Израиль считает Азербайджан главным фактором ограничения влияния Ирана на Большом Ближнем Востоке, а Центр Карнеги также признает, что сионистский режим рассматривает Азербайджан как жизненно важного партнера в стратегии окружения Ирана.

Почему уступки Баку Тель-Авиву противоречат национальной безопасности Ирана?

В последние десятилетия отношения между Ираном и Азербайджаном колебались между спокойствием и напряженностью.

Эти колебания вызваны конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, с одной стороны, и близостью Азербайджана к сионистскому режиму, с другой стороны. Эта близость вызвала обеспокоенность у иранцев. Напряженность в ирано-азербайджанских отношениях показывает, что Баку стал серьезной угрозой для Ирана, особенно после некоторых проявлений, указывающих на усиление тесных отношений с Тель-Авивом.

Эти проявления заключаются в расширении влияния Тель-Авива в политической структуре безопасности и разведки Баку, а также усилении присутствия информационных технологий израильского режима.

Иран с обеспокоенностью смотрит на Азербайджан и его усилия по окружению Ирана на региональном уровне в рамках санкций и давления Вашингтона на Тегеран.

Тесное сотрудничество в военной сфере

Тель-Авив и Баку развили  тайные деловые отношения, и Азербайджан стал многомиллиардным рынком для израильской военной промышленности.

В 2011 году сотрудничество было усилено за счет заключения контракта на сумму 1,6 миллиарда долларов, который включал в себя ракетную систему Barak и беспилотники Searcher и Heron от компании Israel Aerospace Industries (IAI).

Среди этих проектов сотрудничества был также совместный проект Министерства военной промышленности и израильской компании Aeronautics Defense Systems по производству дронов.

Отчеты показывают, что с 2016 по 2021 год Азербайджан импортировал 69% своего оружия из сионистского режима.

Сионистские технологические компании также предоставили Баку передовые шпионские технологии, в том числе шпионское ПО Pegasus.

Кроме того, компания Elta Systems, принадлежащая сионистскому режиму, предоставила Баку полные цифровые карты Нагорного Карабаха, что дало азербайджанским силам значительное преимущество в их операциях в войне против Армении.

Опасности «умных деревень» в Азербайджане

Карабахская война 2020 года вызвала значительный сдвиг в балансе сил на Южном Кавказе, фактически разрушив структуру безопасности, существовавшую с 1994 по 2020 год. Эта война усилила влияние Турции в регионе, но самой важной проблемой для Ирана было появление Израиля на недавно захваченных землях вдоль азербайджано-иранской границы.

С начала 2010 года Азербайджан наладил прочное сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности с сионистским режимом. Однако контроль Нагорно-Карабахской Республики над 135-километровой границей с Ираном заверил Тегеран, что эти территории не будут использоваться для антииранской деятельности. Но война 2020 года существенно изменила эту ситуацию, и Азербайджан позволил сионистскому режиму войти на эти земли под предлогом восстановительных работ и создания умных деревень.

Иран считает, что, пригласив сионистский режим эксплуатировать азербайджанские земли, Баку изменил баланс сил в регионе и занял открытую антииранскую позицию.

«Умные деревни» — это районы или небольшие деревни, которые используют комплексный подход к использованию информационных технологий с анализом в реальном времени для поощрения устойчивого экономического развития, но в регионе Карабаха «умные деревни» являются прикрытием для создания баз данных сионистского режима.

Создание израильской базы рядом с Ираном

Газета «Haaretz» сообщила: расследование показало, что сионистский режим продал Азербайджану военную технику на миллиарды долларов в обмен на нефть и предоставление базы на иранской границе. Эта газета цитирует зарубежные источники, которые утверждают: «Азербайджан позволил Моссаду создать передовую базу, которая позволяет этой разведывательной организации внимательно следить за тем, что происходит в Иране. Кроме того, власти Азербайджана создали аэропорт, чтобы помочь Израилю в случае, если он решит атаковать ядерные объекты Ирана».

Также выяснилось, что «боевики Моссада, похитившие иранский ядерный архив, передали его Израилю через Азербайджан».

Наличие сионистской авиабазы ​​вблизи границы с Азербайджаном показывает, что Кавказский регион практически вошел в сферу влияния сионистского режима в его попытке окружить Иран и создать против него новый фронт.

Тель-Авив утверждает, что его влияние на Кавказе противоречит влиянию Тегерана в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене, секторе Газа и на Западном Берегу, что привело к осаде режима.

Кибервойна

Отношения между Израилем и Азербайджаном в военной сфере и сфере безопасности значительно развились. Это сотрудничество особенно важно в сфере кибербезопасности, где сионистский режим помог Азербайджану укрепить свой военный потенциал.

Например, израильская компания NSO Group предоставила Азербайджану шпионское программное обеспечение Pegasus.

17 ноября 2022 года власти Азербайджана объявили о планах создать центр кибербезопасности в сотрудничестве с сионистским режимом. Этот центр будет создан с целью подготовки специалистов и тренеров в области кибербезопасности, а его цель – обучить более 1000 человек в ближайшие три года.

Это действие ясно показывает желание Азербайджана укрепить свою инфраструктуру кибербезопасности и снизить риски, вызванные киберугрозами.  Иран уже много лет участвует в кибервойне с сионистским режимом, и Тегеран заявил, что находится в полной готовности к любой кибератаке из Тель-Авива.

Некоторые исследования указывают на развитие кибервойны между Ираном и сионистским режимом и говорят, что поле битвы между двумя сторонами распространилось и на критически важную гражданскую инфраструктуру.

Перевёл Эрфан Ладжеварди

f