Адвокат Сирануш Саакян: «Лица, принявшие гражданство Республики Армения, не лишаются своих имущественных прав, право на возвращение, владение своим имуществом будет сохранено, и здесь мы имеем дело с нарушением непрерывного права, а это значит, что сроки давности действуют здесь иначе. Но получение гражданства означает, что они теряют статус беженца, и если они вернутся в Арцах как граждане РА, то очевидно, не могут быть обладателями политических прав. А право на самоопределение требует, чтобы оно было реализовано коренными народами, а не иностранцами. В связи с этим, если граждане РА вернутся в Арцах, они должны осознать, что не являются частичкой коллективной реализации права на самоопределение и будут пользоваться исключительно своими гражданскими правами, такими как, например, право на собственность».
Заместитель министра внутренних дел Армен Казарян иначе ответил на вопрос, будут ли жители Арцаха лишены права на возвращение в случае приобретения гражданства РА. «Влияет ли получение гражданства каким-либо образом на право на возвращение? Я склонен думать, что нет, никак не влияет. Есть также промежуточное решение Международного Суда, где это упоминается».
Все ясно. Правительство РА изначально не признало депортированных жителей Арцаха гражданами РА, заставив их, под угрозой лишения социальной поддержки, получить статус беженца и подписать бумагу об «отсутствии гражданства». Теперь, когда сами жители Арцаха подписали, что они «не являются гражданами какой-либо страны», можно «интегрировать» их — уже под угрозой недопущения к жилищной программе.
Год назад арцахцы, пережившие геноцид и депортацию и нашедшие убежище в Армении, меньше всего ожидали юридических махинаций со стороны правительства Армении. Но, видимо, напрасно.