«Спрятал детей в изоляторе, а сам отправился на позиции»: Комитас из Мартуни

  • 15:33 11.12.2024

Forrights

У Комитаса Каграманяна, электрика из Мартуни, 19 сентября был один вариант обеспечить безопасность детей: он спрятал детей в СИЗО.

«Я был на работе, ​​пришел домой на обед, начали стрелять, я понял, что началась война. Я отправил детей в отделение полиции, в СИЗО, где на тот момент было пусто, потому что это было самое безопасное место», — рассказал Forrights.am 55-летний Комитас Каграманян.

Более-менее обеспечив безопасность детей, он поехал в Мартунинскую мэрию, чтобы понять, чем можно помочь городу.

«Я пришел к мэру Азнавуру Сагияну, и он сказал, что в Карвине есть дети, их надо отвести в убежище». Карвин – это поселок в окрестностях Мартуни.

«Он сказал, мы пойдем на Кохак (высоту), враг продвигается, мы не должны дать ему пройти больше». Нас было семеро, мы ехали на моем Форде, оружие я получил из муниципалитета. Потом на машине уже было не проехать, и мы прошли три километра, пока не дошли до своих. Они уже отступили метров на 300″, — рассказывает Комитас и вспоминает, что бои были ожесточенные.

Комитас говорит, что двоих убили, он сам был ранен, узнал о гибели мэра Азнавура Сагияна в больнице. «Ночью противник перекрыл дорогу Мартуни-Степанакерт, мы оказались в блокаде, но они не смогли войти в Мартуни со стороны Шуши».

Комитас после ранения был доставлен в Степанакертскую больницу, он не смог вернуться в Мартуни из столицы, члены его семьи и другие жители Мартуни насильственно выселялись по дороге, где стояли войска противника. «Азербайджанцы перекрыли дороги. Я слышал, что они отбирали у людей одежду».

Комитас оказался в те дни в сложной психологической ситуации: с одной стороны, его семья в блокаде, а с другой – ситуация в больнице после взрыва на складе бензина. «Привозили тяжелораненых, в итоге некому было о них позаботиться, каждый думал о себе. Меня тоже пришлось оперировать, врач сказал: «Я не могу, это невозможно, осколок до сих пор у меня в шее».

Осколок в теле 55-летнего мужчины регулярно дает о себе знать. Сейчас у него финансовые проблемы, он не может получить медицинскую помощь.

В семье Комитаса Каграманяна пять человек, в настоящее время они получают от государства поддержку в размере 250 тысяч драмов в качестве компенсации за аренду и коммунальные услуги. После изменений, которые вступят в силу с марта 2025 года, этой поддержкой сможет воспользоваться только старший сын. «Мне нужно найти подходящую работу. Я инвалид третьей группы, хотел устроиться на работу, но меня не приняли. Рука работает на 50 процентов, высшего образования у меня нет», — сказал он, отметив, что работает в компании, которая взяла на себя управление столовой одной из воинских частей Араратского марза. Они работали по 12 часов, из-за физического переутомления он ушел.

«Меня наняли пекарем, я уходил в семь утра и возвращался в семь вечера», — сказал он.

Нарек Киракосян