Переносные деревянные дома: спасение от арендной платы или альтернатива жилищной программе?

  • 14:38 13.12.2024

О том, что государственная  жилищная программа  для насильственно перемещенных из Нагорного Карабаха  провальная и даже ущербная, неоднократно заявляли общественные деятели, эксперты разных направлений, правозащитники. Беженцы постоянно подчеркивают, что условия, выдвинутые в программе, неприемлемы, а финансовая поддержка никак не соответствует ценам на рынке недвижимости.

Правительство Армении не желает прислушаться к критике, настаивая на доступности программы. Даже объявили, что 270 семей уже воспользовались программой. Наши попытки найти хоть одну «счастливую» семью были напрасны.  Даже на объявление в соцсети никто не отозвался. Из чего было сделано два вывода: или таких семей нет, или ими подписан документ «о неразглашении».

И на фоне всего этого в Армении появляются  компании-застройщики, которые лучше оценили возможности беженцев, с учетом их социально–бытовых трудностей. Появляются предложения приобрести переносные дома из дерева, по ценам, невысоким всравнении с существующими на рынке недвижимости.

Один из таких проектов —  эко-деревня Арин Берд в административном районе Эребуни в Ереване. Здесь предлагается  строительство переносного деревянного дома за короткие сроки – всего два месяца. Квадратный метр оценивается в 180 тысяч драмов. Земля, где установлен дом на территории эко-деревни, предлагается в аренду, и плюс ежемесячная плата за обслуживание.

Ежедневно строительную площадку посещают десятки интересующихся семей. Среди них много карабахских беженцев. Менеджеры проекта проводят экскурсию, рассказывают об условиях приобретения. Но для бездомных людей такое предложение рассматривается как выгодная альтернатива съемному жилью.

Среди специалистов строительной сферы с многолетним опытом скептическое отношение к деревянным домам. Было выражено мнение, что «в стране камей строить из дерева жилье несерьезно», кто-то напомнили сказку про «Трех поросят».

Но застройщики эко-деревни Арин Берд обещают качество и индивидуальный подход к каждому проекту. В нескольких домах уже есть жильцы. Среди них семьи беженцев. Есть те,  кто устроился рабочим в бригадах, с перспективой приобрести дом в эко-деревне.

Приобрести деревянный дом счел привлекательной идеей беженец из Степанакерта Эдуард Нариманян. «Мы привыкли, что дом должен быть каменный, на несколько поколений. Но беженцы не смогут вечно платить высокую арендную плату ежемесячно на съемное жилье – это непосильная ноша, даже для работающих беженцев. Тем более, у многих, как у моей семьи, уже не осталось сбережений, поэтому я начал думать о деревянном доме. А деньги попробую собрать у знакомых или по родственникам. Надеюсь, что найду нужную сумму. Меня не волнует материал, из которого сделан дом, главное — есть шанс иметь свою крышу над головой и не переживать, что семью с малыми детьми выгонят из-за неплатежа за аренду».

Семья Анжелы  Саргсян пробовала обосноваться в провинции, где аренда за жилье дешевле, но из-за безработицы им пришлось вернуться ближе к Еревану. Муж с женой рассматривают вариант поселиться в эко-деревне. «Лишь бы иметь свое жилье. Все наши сбережения за этот год мы потратили. Деревянный дом,  возможно, мое с мужем спасение и недолгое будущее, учитывая наш возраст».

По поводу государственной программы по обеспечению беженцев жильем женщина лишь выразила надежду, что условия будут пересмотрены в пользу беженцев.

Олеся Мангасарян с мужем приобрели эко-дом и недавно переехали в него жить. Для покупки они взяли деньги в долг. Это была  единственная возможность. «Как и большинство семей из Арцаха, мы потеряли все, а восстановление психологически и социально просто невозможно. Трудности с трудоустройством, исчерпание набольших накоплений вконец удручили ситуацию. Поэтому с мужем решили приобрести хотя бы свое жилье, в надежде, что это намного нас успокоит».

Молодоженам лишь недавно удалось трудоустроиться. Они надеются, что дом не подведет, зиму переживут без проблем. «Вода и электричество в деревне есть. Проблема с транспортом в Ереван, но компания обещала уладить этот вопрос».

Алвард Григорян