Почему именно Лианна Петросян?

  • 22:43 06.02.2025

6 февраля Защитник прав человека Анаит Манасян приняла общественного деятеля, занимающегося проблемами вынужденно перемещенных лиц из Нагорного Карабаха, Лианну Петросян, сообщает Офис Защитника прав человека РА.

За последнее время Лианна Петросян также встретилась с послами Чехии и ряда других европейских стран, министром здравоохранения Республики Армения и другими должностными лицами.

Лианна Петросян несколько раз объясняла, что она «общественный деятель», что ее никто не избирал и что она не представляет отдельные группы, а лишь преследует общественные интересы.

Лианна Петросян, нашедшая убежище в Ереване после войны 2020 года и оккупации Гадрута, — журналист и пытливый по натуре человек. Она сумела не только наладить контакты с государственными и международными структурами, но и в курсе всех правовых нюансов, связанных с социально-экономической жизнью народа Арцаха. Тысячи людей обращаются к ней с многочисленными личными вопросами и в большинстве случаев получают ответы.

В правовой неразберихе, возникшей после депортации, страницы Лианны Петросян в социальных сетях порой становятся единственным источником информации для жителей Арцаха, которые не могут разобраться в закрученных регулировках. Она даже провела опрос на тему доверия и получила много голосов.

Однако есть два вопроса, которые для многих остаются неясными.

1. Почему министры, омбудсмен и послы предпочитают встречаться именно с Лианной Петросян?

2. Есть ли у Лианны Петросян рычаги влияния или «инфраструктура» для информирования, координации или решения проблем арцахцев?

Первый вопрос более простой. Чиновники РА с завидным упорством не общаются с государственными, муниципальными органами, общественными и профессиональными объединениями Арцаха. Справедливости ради, скажем, что только недавно впервые за последние 1,5 года стали предприниматься попытки создания общественных объединений, защищающих коллективные права народа Арцаха.

Послы иностранных государств и международных организаций пытаются выяснить, кто представляет коллективные интересы народа Арцаха, и на первом плане видят Лианну Петросян.

Ответ на второй вопрос более важен. Любая защита коллективных прав предполагает институциональную систему, которая имеет двусторонние коммуникации между бенефициарами и теми, кто представляет их интересы.

Тот факт, что Лианна Петросян участвует во встречах одна, говорит об отсутствии институциональной системы и о том, что это сугубо персональная инициатива, на которую, впрочем, имеет право каждый.

Остается только выяснить, насколько эта инициатива полезна с точки зрения коллективных интересов и по чьей инициативе организуются встречи. Не будут ли эти встречи преподноситься армянскими и зарубежными официальными лицами как полноценный контакт с «жителями Карабаха», что, мягко говоря, не соответствует действительности?

Подход правительства РА к атомизации и разделению жителей Арцаха на семьи и отдельных лиц изначально был направлен на исключение понятия «коллективных прав жителей Арцаха» и перевод вопросов в социальную плоскость. Но разве арцахцы покинули Арцах по-отдельности? Это ведь было сделано в результате коллективной опасности: агрессии, геноцида и насильственной депортации. И подход тоже должен быть коллективным.