«Период с февраля по май следует считать отправной точкой для формирования поддержки идеи «реальной Армении», и я уверен, что эта поддержка будет сформирована. Я поговорю об этом с каждым», — заявил на днях Никол Пашинян.
После его визитов в Вашингтон и Париж стало ясно, что не только большая часть общества в Армении, но и в диаспоре категорически против пашиняновского видения «реальной Армении». Это «видение» как в Армении, так и в диаспоре описывают вполне ясно и определенно: отказ от Арцаха и Нахиджевана, отрицание Геноцида и прав миллионов армян, расширенная легализация Карсского договора, превращение Армении в «перекресток», отчуждение диаспоры, денацификация, демилитаризация и многое другое.
Пашинян все это очень четко артикулирует, заявляя, что если мы этого не примем, то начнется война, и мы потеряем государство. Потом не говорите, что я вас не предупреждал.
За исключением нескольких членов партии Пашиняна, никто в Армении или диаспоре не сказал ни единого публичного слова в поддержку этого видения. Более того, диаспора отреагировала крайне негативно. Это очень обеспокоило Пашиняна и его внешних «подельников». Так что, необходимо предпринять шаги «с февраля по май», которые заставят армян «поверить», что все очень серьезно.
Сделать это можно только силой — путем инсценированных локальных агрессий, угрожающих заявлений и якобы ухудшения отношений с «союзниками».
«Первые группы были созданы в диаспоре по собственной инициативе, выразив готовность институционально участвовать в этом разговоре», — сказал Пашинян, не уточнив, кто является сторонниками этого видения в диаспоре, за исключением нескольких маргиналов.
Для представления «видения» придумываются хитрые пиар-приемы. Например, Пашинян уже давно не произносит слова «нация» и «патриотизм», но чтобы не создавать впечатление, будто он от них отрекается, он придумал понятие «дашнакская идеология». Отождествляя национальные права, патриотизм и национальные претензиии с «дашнакской идеологией» и используя антидашнакские настроения в армянском обществе, он пытается заставить армян отказаться от собственной идентичности.
Еще 24 апреля 2024 года Эрдоган сказал: «Я надеюсь, что Армения, освободившись от мрака, в плену которого ее держала диаспора, выберет путь начала светлого завтра». Он также заявил, что у него нет проблем с правительством Армении, но диаспора все портит.
Тогда Католикос Великого Дома Киликийского Арам I резко отреагировал на заявления Эрдогана. Он отметил: «Господин Эрдоган, не пытайтесь натравить диаспору на Армению, мы одна нация с одними и теми же требованиями».
Так что «с февраля по май» следует быть готовыми к силовым действиям и новым уступкам, в которых Пашинян обвинит не прислушавшуюся к его предупреждениям, «безрассудную» диаспору, так же, как он обвиняет арцахцев за то, что те 30 лет оккупировали «чужую» землю и не позволяли Армении стать нормальным государством.
Наира Айрумян