Медсестра, прошедшая три войны

  • 09:53 11.08.2023

Ирина Оганнисян родилась и выросла в селе Кемракуч Гадрутского района Республики Арцах.

Веселая, жизнерадостная Ирина вспоминает детские годы, старый дедовский дом в деревне, в котором они дружно жили с пожилыми уже дедом и бабушкой еще в годы Советов. Кемракуч был расположен в 5 километрах к северо-западу от Гадрута. Поскольку в селе школа была восьмилетняя, старшие классы приходилось доучиваться в Гадруте.

Ирина вспоминает, как в конце апреля — в мае к окрестностям села сгоняли свое многотысячное стадо овец кочевники, вместе со своим скарбом, полуголыми детьми, сидящими на навьюченных лошадях. Оставались они до поздней осени. Это доставляло местным жителям – армянам большие неудобства, потому что стадо охраняли собаки-волкодавы, часто набрасывающиеся на прохожих.

Со временем многие жители села, которые работали в Гадруте, стали переселяться в тогда еще поселок, потому что долгая, заснеженная дорога зимой и злые собаки кочевников летом создавали большие проблемы.

Дочь мастера на все руки Андрея, которого знали во всем Арцахе, выучилась на медсестру. Она вспоминает свой первый укол, когда дрожащими руками подошла к первому пациенту – мужчине среднего возраста из соседнего села и не решалась попросить его подготовиться к инъекции. Сам пациент и более взрослая медсестра – уважаемая всеми Марго подбодрили ее, и бойкая девушка, возможно, впервые жизни почувствовавшая неуверенность, сделала свой первый в жизни, но очень профессиональный укол.

По словам Ирины, это сейчас легко сделать даже себе укол одноразовым шприцом. А тогда, в 70-80-е годы, шприцы и иглы приходилось стерилизовать, затем пинцетом вставлять иглы в шприц. Причем, иглы менялись для каждой процедуры. Это было целое искусство – работать с горячими инструментами, да так, чтоб не повредить их стерильность. Молодая девушка справилась с первым опытом легко и вскоре стала одной из лучших медсестер Гадрутской больницы.

Выйдя замуж в соседнем селе, она не переставала работать, даже заботясь о детях.

Но беззаботная, налаженная жизнь была прервана в 1991 году, когда российские внутренние войска за одну ночь покинули Арцах и оставили его безоружных жителей в пасти азербайджанских войск. В первый же день от артобстрелов сгорел дом Ирины в Айгестане. Вместе с тремя детьми они поселились на съемной квартире в Гадруте. Муж Ирины вместе с другими мужчинами пошел на защиту родной земли, а сама Ирина днем и ночью работала в госпитале. За малыми детьми, которые выросли практически в подвале (обстрелы города не прекращались до осени 1993 года), ухаживала дочь, которой было 11 лет.

После освобождения родного села семья Ирины вновь вернулась в Айгестан. Заново отстроили дом, завели хозяйство, дети завели свои семьи.

Относительно мирная жизнь вновь вколыхнулась в 2016 году, когда горе и слезы опять напомнили о себе. Вновь загубленные жизни молодых ребят, которых Ирина за свою жизнь перевидела сотни, молодые вдовы, осиротевшие дети….

Но война 2020 года, оккупация ее родного Гадрута, потеря родного дома, хозяйства, сельскохозяйственной техники, вмиг перевернула всю ее жизнь.

Теперь Ирина – беженка, вынужденная ютиться в съемной квартире на первом этаже в пригороде Еревана. В ее возрасте трудно найти работу по специальности, и медсестра, прошедшая через три войны, чей профессиональный опыт не уступает опыту хирурга, вынуждена подрабатывать иными путями.

Хотя вера в справедливость, в то, что она еще вернется в родные места, не покидает ее ни на минуту.

 

f