Мягкая депортация: арцахцы остались без правовых, политических и социальных гарантий

  • 09:39 28.03.2025

29 марта состоится масштабный митинг в защиту прав арцахцев, который будет включать как социальные, так и правовые требования. Спустя полтора года после агрессии 19 сентября, оккупации Арцаха и депортации коренного населения проблемы народа Арцаха остаются нерешенными, прошлое стертым, а перспективы туманными.

Крах политических прав

Спустя полтора года после депортации Армения как государство так и не дала политической и правовой оценки произошедшему в Арцахе. По молчаливому согласию власти и оппозиция квалифицируют это как «этническую чистку», хотя, по мнению международных экспертов, данная категория в международном праве не подразумевает никакой ответственности и правовых санкций. Понятие «этническая чистка» не подразумевает политических прав на территорию и сводит вопрос к исключительно гуманитарному праву.

Политический статус жителей Арцаха, воссоединившегося с Арменией в 1988 году и создавшего независимое государство в 1991 году, на протяжении 33 лет определялся как «непризнанные граждане НКР, имеющие армянские паспорта». 19 сентября 2023 года президент Арцаха под угрозой физического уничтожения всех жителей Арцаха подписал указ о «ликвидации» Нагорно-Карабахской Республики, оставив жителей Арцаха без статуса «гражданина НКР».

После депортации выяснилось, что армянский паспорт также не дает жителям Арцаха политического статуса. В то же время за последние полтора года арцахская проблематика была исключена из повестки переговоров между Баку и Ереваном. Армения согласилась подписать соглашение, в котором Арцах не упоминается даже с точки зрения гуманитарных прав его коренных жителей.

Премьер-министр Армении устно признал Арцах частью Азербайджана и исходит из этого в переговорах. При этом Баку настаивает, что согласно Конституции Армении, где есть ссылка на Декларацию независимости и решение от 1 декабря 1989 года, Арцах является частью Армении. Именно поэтому Баку требует срочного внесения поправок в Конституцию Армении, против чего правительство Армении не возражает, лишь просит дать время.

В то же время армянская оппозиция ведет активную лоббистскую деятельность в европейских парламентах, где обсуждаются и даже принимаются резолюции, подтверждающие право жителей Арцаха на возвращение. «Право на возвращение» эксперты также считают юридически несостоятельной категорией, не подразумевающей никаких обязательств.

Таким образом, политические права народа Арцаха терпят крах по всем направлениям: и в смысле исторически принадлежащих ему территорий, и коллективной и частной собственности, и правового статуса. Хотя в Армении жители Арцаха находятся под «временной защитой», что эквивалентно статусу беженца, во всем мире они воспринимаются как полноправные граждане Армении. Следовательно, арцахцы даже не могут воспользоваться помощью, оказываемой беженцам, имеющим международный статус.

Социальный террор

Помимо политического и правового краха, арцахцы уже полтора года находится под жестким прессингом социального террора. Из трех основных социальных программ, реализуемых правительством Армении для арцахцев, действует только одна: предоставление 50 000 драмов каждому перемещенному жителю Арцаха на покрытие расходов на аренду жилья и коммунальные услуги. Хотя эти деньги ни на минуту не задерживаются в карманах арцахцев, а сразу же перечисляются арендодателям и коммунальным службам, они, по крайней мере, позволяют арцахцам иметь крышу над головой. А свой хлеб насущный арцахцы зарабатывают в основном тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Многие мужчины пошли служить в армию, некоторые работают таксистами, а женщины в основном пекут женгялов ац.

Две другие программы — жилобеспечения и занятости — фактически не функционируют, хотя на них выделены значительные суммы денег. В частности, из около 35 тысяч арцахских семей, спустя почти год после запуска жилищной программы, сертификаты получили чуть более 850 семей, из которых воспользоваться сертификатами смогли лишь 58 семей. Программа провалилась, поскольку в течение года даже 1% жителей Арцаха не смогли приобрести жилье с государственной помощью. И если раньше шла речь о нежелании жителей Арцаха восстанавливать гражданство РА (что является условием участия в жилищной и других программах), то сейчас, когда сертификаты получили 850 семей, но воспользоваться ими смогли лишь 58, очевидно, что дело не в гражданстве. Проблема кроется в самой программе, которая изначально была разработана как непригодная для использования.

Ситуация с программой занятости еще хуже. По официальным данным, трудоустроено 25 тысяч жителей Арцаха, однако лишь несколько сотен человек нашли работу по государственной программе.

На фоне этих показателей правительство сократило программу поддержки 50 тыс. с 1 апреля. Из 101 тысячи жителей Арцаха с апреля ее получат только 53 тысячи, причем не по 50 тысяч, а по 40 тысяч драмов, а с июля и до конца года — 30 тысяч драмов. Что будет в следующем году, неизвестно.

Крах биографии и достоинства

После насильственной депортации жителям Арцаха сложно «доказать» свою биографию: образование, опыт работы, квалификацию. Чтобы доказать биографию, приходится проходить множество инстанций: ЗАГС, архив, военный комиссариат, чтобы восстановить диплом, трудовую книжку, военный билет, не говоря уже о паспортах. Все это сопровождается оскорбительными процедурами, унизительными вопросами и отказами. Например, ни один судья, работавший в Арцахе, не был принят в судейский резерв Армении. Бывшие дипломатические работники и государственные служащие также не принимаются на работу. А в парламенте даже прозвучали «обвинения» в адрес некоторых бывших сотрудников СГБ в связях с «иностранными» спецслужбами.

Кроме того, государственная пропаганда в Армении время от времени вбрасывает в информационное пространство тезисы, унижающие достоинство арцахцев и разжигающие вражду по отношению к ним. Травля активизируется особенно во время внутриполитических событий: протестов, митингов, когда вся тяжесть государственной машины насилия ложится на народ Арцаха. Даже во время демонстраций «Тавуш за Родину» преследованиям почему-то подверглись жители не Тавуша, а Арцаха: руководители общин, мэры Степанакерта и Мартакерта. Арцахцы также подвергаются пыткам со стороны полиции.

Именно об этом будут говорить арцахцы на большом митинге 29 марта. Почему спустя полтора года после депортации арцахцы оказались без правовых, политических и социальных гарантий? Почему правительство Армении так с ними обращается? Есть ли у правительства видение будущего народа Арцаха или такое отношение является мягкой формой депортации из Армении?

Наира Айрумян

Forrights