Степанакерт, 1988 г.
«После насильственной депортации армян Нагорного Карабаха и опубликования указа о ликвидации Нагорного Карабаха вопрос /Карабаха/ был снят с повестки урегулирования межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой», — отметили в МИД РА в ответ на запрос Радио Свобода.
Ранее Алиев на совместной пресс-конференции с президентом Германии заявил, что главным препятствием в переговорах было то, что до января 2024 года «Армения настойчиво пыталась включить в мирный договор так называемую «судьбу Нагорно-Карабахской Республики».
Так было до 2024 года, а теперь Алиев заявляет, что главным препятствием для переговоров является Конституция Армении, в которой содержатся «территориальные претензии к Азербайджану». Баку имеет в виду, что согласно Конституции Республики Армения, со ссылкой на Декларацию о независимости и Решение от 1 декабря 1989 года, Арцах и Армения воссоединены.
Решение 1989 г. стало особенно актуальным после января 2024 г., когда НКР де-факто прекратила свое существование, но народ Арцаха, его тысячелетняя территория и наследие, а также решение армянского народа от 1989 г. сохранились и остаются в силе.
Баку и Арарат Мирзоян совершенно правы. Согласно решению 1989 года, Арцахский вопрос не является предметом обсуждения между Баку и Ереваном, это чисто внутриармянский вопрос.
Никто на армянской политической арене не «поддержал» Арарата Мирзояна и не призвал вернуться к решению о «воссоединении», поскольку большинство армянского политического класса продолжает питаться из внешних источников. Эти страны-источники хотели бы, чтобы решение 1989 года было отменено, поскольку после распада Советского Союза в 1991 году именно воля армянского народа стала краеугольным камнем нового мирового порядка.
Вот почему ни одна уважающая себя международная организация или внешняя сила публично не призвала Армению изменить Конституцию и отказаться от воссоединения с Арцахом.
Наира Айрумян