Никол Пашинян в своей заключительной речи в ходе обсуждения выполнения программы правительства 2024 года отметил, что более 30 лет мы строили государство, которое было в основном посвящено решению карабахской проблемы, карабахскому движению и логике жертвования всем ради этого.
Никол Пашинян подчеркнул, что большинство было согласно с этой моделью и этой целью. Он сам был согласен до того момента, пока, став премьер-министром Армении, постепенно, по мере получения доступа к фактам и информации, не понял, что если для Армении независимость и государственность являются средством для гипотетического решения карабахского вопроса, то для ряда внешних акторов «карабахский вопрос является средством для того, чтобы положить конец нашей государственности».
Пашинян не говорит, что изменил свое мнение после войны 2020 года, когда идея удержания Арцаха силой в составе Армении сменилась идеей его силовой сдачи. По его словам, получается, что став премьер-министром, то есть в 2019 году, он ознакомился с документами и понял, что все плохо. Но все же в 2020 году согласился на войну и подписался под вводом российской армии в Арцах.