Ани была заместителем директора детского сада в Шуши, сейчас она директор детской площадки Вернашен.

  • 09:13 08.05.2025

Ани Арутюнян после депортации из Арцаха работает директором детского сада в селе Вернашен Вайоцдзорской области.

Родилась в общине Шош Аскеранского района Арцаха. В результате 44-дневной войны 2020 года семья Ани была депортирована из города Шуши, а в сентябре 2023 года — из Степанакерта. После двух депортаций Ани живет со своей семьей в городе Ехегнадзор Вайоц дзора. Говорит, что поселились здесь, потому что у них тут была родня, но потом поняли, что люди в Вайоц Дзоре гостеприимны и заботливы, и с ними просто хорошо.

Ани по профессии педагог, работала заместителем директора детского сада в Шуши. Поиски работы привели ее в Вернашенский детский сад. «Там была вакантная должность методиста. Я проработала методистом, а потом стал директором детсада», — рассказывает она.

Подобно арцахцам, проживающим в различных населенных пунктах Армении, у арцахцев в Вайоц дзоре также множество нерешенных проблем. Наиболее серьезными проблемами являются занятость и жилье.

Семья Ани Арутюнян не воспользовалась жилищной программой правительства РА. Когда мы спросили почему, она ответила, что программа нуждается в серьезной ревизии. «У нас маленькая семья, нас четверо. А той суммы денег, которую мы получим в рамках этой программы, недостаточно, чтобы купить здесь квартиру. Мы получим по 3 миллиона драмов, то есть 12 миллионов драмов на четырех. Но проведите мониторинг в Ехегнадзоре, и вы увидите, что цены на рынке сильно изменились, мы не сможем найти квартиру по такой цене», — говорит Ани.

Для приобретения квартиры в приграничных населенных пунктах в рамках жилищной программы каждому человеку выделяется по 5 миллионов драмов. Ани говорит, что им не претит жить в приграничных поселениях, но там большие проблемы с занятостью. «Мы жили в регионе, который сам по сути был границев. То же самое происходит и сейчас, вся Республика Армения приграничный регион. Просто есть проблемы с работой в приграничных районах: там невозможно содержать семью», — отмечает она.

Муж Ани Арутюнян также работает в школе, но говорит, что и это не позволяет ему получить кредит на покупку квартиры.

Ани Арутюнян отмечает, что не получила «новое» армянское гражданство, поскольку считает себя гражданкой Армении. «Мы все граждане Республики Армения, у нас одинаковые паспорта, просто у нас код 070. В наших паспортах указано, что мы являемся гражданами Республики Армения. Мы не отказываемся от армянского гражданства, для меня это просто вопрос бессмысленного переоформления документов».

Говоря о программе поддержки жителей Арцаха в размере 40 000 драмов, которая была продлена еще на два месяца, она сказала: «Эта программа эффективна, поскольку позволяет оплачивать аренду жилья и коммунальные услуги. Мы не сидим без дела с первого дня приезда, стали работать уже на второй или третий месяц, но работа похволяет решать только повседневные проблемы. А если денег на аренду не будет, то заработка едва хватит на оплату аренды и коммунальных услуг. В результате сокращения этой программы часть населения Арцаха столкнется с серьезной проблемой.

Хотя 40 тысяч драмов — это не решение проблемы. Было бы лучше пересмотреть жилищную программу и выработать такой формат, чтобы большинство жителей Арцаха могли воспользоваться программой. Люди, если у них будет жилье, начнут работать, а не сидеть и ждать 40+10 тысяч. Приоритетом является решение жилищного вопроса. Даже если нам будут давать эти 40 000 драмов в течение многих лет, мы не сможем решить жилищный вопрос или улучшить наше положение. Эти деньги уходят на аренду и коммуналку», — добавила она.

Ани живет надеждой вернуться в Арцах, они ждут с большой верой и вернутся при первой же возможности. «Но мы вернемся только в безопасный Арцах. Я не могу сказать, как должна быть обеспечена эта безопасность, но важно, чтобы была какая-то гарантия того, что мы сможем жить мирно и безопасно и растить наших детей», — отмечает она.