История жизни Эрмине начинается в городе Гюмри, Армения. Родилась она в Гюмри, но в 90-х годах судьба забросила ее вместе с братом в Арцах. В сентябре 2023 года Эрмине была насильно депортирована из Арцаха против своей воли и вновь оказалась в Армении, но уже без брата. Артур Хачатрян героически погиб в 44-дневной войне 2020 года.
Эрмине поселилась в городе Арташат вместе с сыном и тетей.
-Судьба была к нам безжалостна изначально, оставив нас без родительской опеки. Мне было 2 года, а брату 3, когда нас передали на воспитание в один из детских домов Еревана. Мы не знали, почему и как там оказались. Мы знали только, что вокруг были детьми без родителей.
Нас усыновили в 1994 году. Говорят, что в один прекрасный день на пороге детского дома появилась семья из Арцаха, потерявшая единственного сына в Арцахской войне. Увидев меня и моего брата, пара решила усыновить нас обоих, не желая разлучать нас. Они назвали моего брата в честь своего погибшего сына Артуром. Однако судьба продолжала преследовать нас. Не успели мы в полной мере вкусить сладость родительства, как снова потеряли мать, оставшись под опекой добрых людей. Меня воспитывала моя тетя Роза, с которой я живу по сей день, и брата — тетя Эрсик, которая, к сожалению, понесла много потерь в последней Арцахской войне.
Мы окончили среднюю школу имени Эдмона Барсегяна в Аскеране. Продолжив учебу, Артур получил юридическое образование, а я окончила музыкальное училище имени Саят-Новы в Степанакерте. Затем я начала работать в аскеранском ансамбле «Берд» Аскерана в вокалистом. Наш ансамбль выступал практически во всех населенных пунктах Арцаха, участвовал во многих фестивалях, мероприятиях и всегда был рядом с солдатом, охраняющим границу.
Так получилось, что я воспитывала сына одна. Конечно, были трудности, поэтому я параллельно работала в коммунальном хозяйстве Аскерана. Все было хорошо. Однако моя жизнь резко изменилась в 2020 году, когда я потеряла брата в 44-дневной войне. Я не могу смириться с этой тяжелой и невыносимой болью. Могила брата осталась в Арцахе. Я привезла из дома только фотографию Артура, и только эта фотография осталась как память.
После депортации из Арцаха Эрмине нашла своих родных
-Когда мы приехали в Армению, нам первое время было очень тяжело. Мне пришлось заботиться о своей тете-пенсионерке и сыне-школьнике. Боль от потери Арцаха и от того, что я оставила там брата, не давала мне покоя. Однажды меня пригласили в программу «Приоткрытые окна», где я рассказала историю своей жизни. На следующий день мне позвонила незнакомка и, плача, сказала, что она моя тетя Стелла, которая живет в Гюмри. Сначала я не поняла, что она говорит, настолько неожиданным было известие. Потом она передала трубку своей невестке, которая сказала, что они нас долго искали с братом и наконец нашли.
С тетей Стеллой
Через несколько часов после звонка они уже были в Арташате. Меня обуревали непонятные чувства, но когда эта, пока еще незнакомая мне женщина, обняла меня, мое сердце сжалось — от боли, тоски и радости. Она рассказала, что нас искали очень долго, но им сказали, что моего брата усыновили и увезли в Европу, а я умерла в раннем возрасте. Моя тетя сквозь слезы сказала, что не верила в чудо, жаль только, что Артура больше нет.
Я нашла своих кровных родственников, за что воздаю славу Богу. Найдя своих родственников совершенно неожиданно спустя годы, я тала верить в чудеса. И самое большое чудо — это возвращение в Арцах.
В Арцахе Эрмине пела шараканы в церквях
— Я пою в церкви села Востан общины Арташат уже около года. Во время пения я заново проживаю каждый день своей жизни в Арцахе, умоляя Бога принести мир армянскому народу и сделать так, чтобы люди исполнились добротой и состраданием друг к другу. Я знаю, что Бог слышит мой голос. Я верю, что мы обязательно вернемся на родную землю и будем отстаивать свою страну, свои церкви и могилы.
Иногда меня также приглашают петь на крестинах, днях рождения и свадьбах. Я принимаю приглашение с любовью, но настроение уже не то, мой голос словно не мой. После того, как я покинула могилу брата, мир для меня изменил свои краски. Ничто больше не прежнее, но я очень хочу, чтобы было прежним, чтобы я моглас спеть в своем Арцахе.
Когда много лет назад в городе Аскеран, как сироте и матери-одиночке, мне выделили квартиру и организовали церемонию освящения дома, духовный пастырь Аскерана дьякон Артур Хуноян и отец Нерсес Асрян, окропив стены дома освященной водой и воскурив благовония, просили у Бога защиты для моей семьи, я поняла, что важны не обстановка и роскошь дома, а чистое и большое сердце живущего в нем человека, и что самое главное украшение — это совесть человека.
Мне скоро исполнится 35 лет, и за эти годы я прошла через множество испытаний. Меня всегда окружали заботливые и сострадательные люди, которые поддерживали меня, и я усвоила, что нельзя терять надежду и всегда надо верить в Бога.
Единственному ребенку Эрмине, Севаку, 16 лет. Его мать возлагает на него большие надежды, в то же время говорит, что сын обязательно должен служить в армянской армии и продолжить незаконченное дело Артура и всех павших, встав на защиту армянских границ.
Карине Бахшиян