В дни блокады Арцаха российские солдаты «охраняли» Амарас, якобы чтобы верующие могли молиться в безопасности. По приказу военного фотографа солдаты вставали по обе стороны от входа в церковь по стойке смирно, заставляя женщин в платках креститься и входить в церковь, чтобы получился «хороший кадр». Остальные военные спали на бронемашине, припаркованной у церковной стены: солдат спит, служба идёт!
Как известно, в те дни Амарас контролировался армянской стороной, и добраться до Амараса было легко и без русских. «Что за спектакль, пусть идут туда, где опасно, и стоят на страже там», — иронизировал житель Соса (или Мюришена, точно не помню), охранявший Амарас.
Стало известно о пожарах в районе Амараса и тревоге арцахцев. Азербайджанцы распространяют чуть ли не прямые трансляции из Степанакерта. Они сносят какие им угодно здания, красят там, где им нужно покрасить, и входят в дома, которые им приглянулись. Но мы не знаем, что происходит в сотнях деревень, что происходит с Амарасом.
«Грустно видеть, как экскаватор разрушает мой дом, мои вещи, мои воспоминания. Сердце разрывается, мы переехали в этот дом всего через пять дней после свадьбы. Очень, очень грустно…» – рассказывает еврейская женщина корреспонденту Associated Press, пока техника сносит её дом, повреждённый иранскими ракетами. Понятно, что Израиль построит им дом получше. А теперь представьте себе состояние арцахцев, когда они видят в интернете, как азербайджанские экскаваторы сносят их дома, и никто не собирается строить им новый дом ни в Арцахе, ни в остальной Армении.
Это был мой последний визит в Амарас. Дети радостно бегали вдоль стен комплекса, женщины собирали зелень для хенгялов аца на лугах под прицелом азербайджанских солдат (в тот день русские решили, что опасности нет, и не появились), армянские и иранские мастера, затерявшиеся в пыли на церковном дворе, проводили реставрационные работы: был зелёный, спокойный день.
Марут Ванян