Что произошло в Степанакерте

  • 12:44 15.09.2025

Степанакерт, 19 сентября 2023 г.

Азербайджанские СМИ сообщают о задержании в Степанакерте жителя Арцаха Карена Аванесяна. Он, якобы, был вооружён автоматом Калашникова, четырьмя заряженными магазинами и пятью гранатами. Сообщается, что при задержании Аванесян бросил в сотрудников полиции три ручные гранаты и открыл огонь из автомата.

Согласно сообщению, Аванесян (1967 года рождения) извлёк из леса недалеко от города автомат Калашникова, четыре магазина и пять гранат, которые он ранее спрятал там же. Сообщается, что при задержании Аванесян оказал вооружённое сопротивление, бросил три ручные гранаты и открыл огонь из автомата. В результате ответного огня Аванесян был ранен и задержан.

Те же источники сообщают, что в ходе операции был ранен один сотрудник полиции.

Эта информация вызвала большой резонанс в армянском обществе. Звучат разные интерпретации: Азербайджан показывает, как бы жили армяне в Арцахе, если б остались и если бы захотели вернуться, Баку предупреждает армян «не прибегать к реваншизму» и прочие вполне логичные выводы.

Однако есть ещё одно важное обстоятельство: провокация Баку показывает, что там осознают закономерность  сопротивления армянского народа и панически боится этого сопротивления, видя в страшных снах, как армянин просыпается от оцепенения.

После 2018–2020 годов в армянах последовательно подавляется инстинкт самосохранения: сопротивление бессмысленно, у нас нет союзников в мире, мы никому не нужны, вы должны сказать нам спасибо, что сохранили хотя бы это и т.д.

Но после войны 2020 года две «сверхдержавы» — Россия и Турция — создали в Акна внушительный разведывательный центр и даже ввели войска в Арцах только с одной целью — чтобы предотвратить сопротивление армян. Это сопротивление сохранялось до последнего дня, и последние потери противника говорят об этом красноречиво.

Не только власти Республики Армения, но и большая часть оппозиции не говорят нр слова о сопротивлении. Это слово табуировано. Ераблур преподносится как символ недопустимости сопротивления. Хотя сопротивление подразумевает не только военную, но и волевую составляющую.

Выступая сегодня в Ереване на международной конференции «Комплексная безопасность и устойчивость 2025», Никол Пашинян заявил, что признал территориальную целостность Азербайджана, чтобы признать целостность Армении. «Другого пути просто не было», — отметил он.

Ключевым инструментом обеспечения безопасности является легитимность, сказал он, уточнив, что «легитимной» основой признания Республики Армения с территорией в 29,8 квадратных километров стал вынутый из пыльных ящиков фальшивый Алма-Атинский документ.

«А готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении? Ведь если окажется, что он не готов, это изменит всё содержание переговоров», — сказал Пашинян.

Он не уточнил, что произойдёт, если Баку не признает, или, вернее, не признает уже сейчас «целостность» Армении. Организует ли правительство Армении сопротивление и оборону? Или скажет: ну ладно, что было то было, не считайте это поражением.

Он намекнул, что уязвимым местом Армении является Арцах.

«Тот факт, что под «территориальной целостностью Азербайджана» ОДКБ всегда подразумевала и Нагорный Карабах, был подтвержден президентом России 18 ноября и 17 декабря 2020 года, когда он заявил, что территория Нагорного Карабаха является частью Азербайджана с точки зрения международного права и всегда считалась таковой», — сказал Пашинян.

Он не уточнил, какое отношение ОДКБ имеет к целостности Азербайджана и почему ОДКБ не защитила Армению в мае 2021 года и сентябре 2022 года. Пашинян напомнил, что ОДКБ в то время не признавала границы Армении.

По сути, получается, что ОДКБ не признаёт границы члена организации Армении, но признаёт столь же нелегитимные границы «чужого» Азербайджана.

То есть, проблема не в мнимой легитимности, а в способности и воле к сопротивлению.

На данный момент основной точкой сопротивления являются Конституция Республики Армения и Декларация о независимости. Важно также, что в Армении просыпается инстинкт самосохранения, который заметен скорее из оккупированного Степанакерта, чем из Еревана.