На вопросы Step1.am отвечает Ара Папян, руководитель центра Modus Vivendi.
— Господин Папян, Никол Пашинян не дал чёткого ответа на вопрос о том, как они будут контролировать, если Азербайджан будет перебрасывать оружие и войска через территорию Армении в Нахиджеван. Он сказал: «Мы должны спросить себя, хотим ли мы, чтобы наше оружие и войска проходили через территорию Нахиджевана. Когда мы решим, что хотим перебрасывать оружие через территорию Нахиджевана в Мегри и обратно, то начнём переговоры на эту тему». Как бы вы прокомментировали эти заявления?
— Он дал весьма двусмысленный ответ, мол, если мы дадим Азербайджану определённое право, то и в Нахиджеване у нас будет такое же право. Попытки ставить знак равенства продолжаются, но все далеко не так. Насколько мне известно, беспрепятственность транзита как раз и означает отсутствие подотчетности Баку перед Арменией. Армения, возможно, узнает о произошедшем постфактум, но предотвратить перевозку оружия она будет не в силах.
— Что касается дороги через Сюник, правительство Армении заявляет, что детали пока не обговорены. Какую опасность это представляет для будущего?
– В целом, такой подход абсурден: достигается важное межгосударственное соглашение, а деталей нет. Не то что мы не знаем, а их вовсе нет, они даже не обсуждались. Люди не ведут себя столь равнодушно даже в бытовых вопросах. Это говорит о том, что Алиев уверен в том, что его намерения будут реализованы. К сожалению, то, чего он намерен добиться, уже реализуется. Ясно одно: то, что называется TRIPP, этот коридор, который будет иметь особый статус. И никакого равноценного ему коридора, в том числе через Нахиджеван, мы не получим.
Транзит оружия может осуществляться только с согласия Азербайджана, поскольку Нахиджеван находится под полным контролем Азербайджана, в отличие от TRIPP, которым будет управлять консорциум. Там чётко прописано, что участниками консорциума являются Армения, США и третьи стороны. Если есть третьи стороны, это означает, что они имеют там права. Мы не можем перевозить оружие через Нахиджеван, Азербайджан нам этого не позволит. Даже если он нам разрешит импортировать или экспортировать что-либо из Ирана через Нахиджеван, это будет преподнесено им как большое одолжение. Но я думаю, Азербайджан нам и этого не позволит, зачем ему это позволять? Он уже получил то, что хотел. Переговоры — это торг: даёшь одно, получаешь другое. Мы уже дали то, что было нужно Азербайджану. Поэтому я не вижу никакого интереса со стороны Азербайджана в предоставлении нам таких прав. Если он это сделает, то потребует взамен что-то другое.
Роза Ованнисян