Россия не волнуется: останется ли 102-я база в Четвертой республике?

  • 15:47 30.09.2025

Соглашение о так называемой «дороге Трампа», под которым скрывается отчуждение юга Армении, вызвало больше вопросов по поводу не суверенитета Армении, а российских активов. Поскольку железные дороги, многие рудники на юге Армении принадлежат российским корпорациям, возник вопрос — как американская компания будет прокладывать железную дорогу в Армении без РЖД? Если Сюник остается суверенной территорией Армении, как утверждают власти РА, то любые железные дороги, согласно договору, должны принадлежать РЖД. Если же это не суверенная территория, это означает незаконное отчуждение территории Армении без референдума, что является тяжким преступлением.

Посол России в Армении Сергей Копыркин в интервью газете «Сюняц еркир» заявил: «Что касается так называемой «дороги Трампа», то позиция России будет сформулирована, когда у нас будет детальное понимание того, как будет реализован этот транспортный проект». Он добавил, что соответствующая работа в этом направлении только начинается.

Вопросы разблокирования коммуникаций в регионе должны рассматриваться с учетом членства Армении в Евразийском экономическом союзе, а также документов, регулирующих присутствие российских пограничников на армяно-иранской границе, сказал поол.

По его словам, вопроса о выводе 102-й военной базы в Гюмри армянская сторона не поднимает. Копыркин напомнил, что договор о размещении российской военной базы в Армении был подписан в марте 1995 года, а в 2010-м к нему добавлен протокол, продливший сроки дислокации до 2044 года с возможностью дальнейшего продления каждые пять лет.

«Российское военное присутствие остается ключевым элементом системы безопасности Армении и важным фактором региональной стабильности. При этом российские военные никому в регионе не угрожают», — подчеркнул дипломат.

Экономоператоры РФ успешно работают в таких системообразующих отраслях армянской экономики, как ИТ, горно-добывающий и топливно-энергетический комплекс, ядерная энергетика, транспортная логистика, банковский сектор и т.д. Также компании с российским капиталом – крупнейшие налогоплательщики в бюджет Армении, они активно участвуют в реализации социальных проектов и программ.

Копыркин пока не видит угрозы для российских компаний в Армении. Хотя есть предположения, что судьба «национализированных» Армянских электросетей может постигнуть и другие российские компании, такие как «Газпром», Южно-Кавказская железная дорога и Зангезурский медно-молибденовый комбинат.

Однако правительство Армении не может отобрать даже АСЭ, хотя это частная компания. А для расторжения контракта с РЖД или «Газпромом» потребуются совсем другие усилия.

«Закрытие» Третьей республики, «Четвёртая республика» и создание комиссии по изучению государственных актов с 1992 года могут привести к перераспределению собственности и национальных активов, а также к приостановлению договорных прав России в Армении.

Многие армянские активы, в частности, железные дороги и газопроводная сеть, принадлежат российским госкорпорациям или предоставлены им в концессию. Более того, соглашения содержат положения, запрещающие строительство нероссийских железных дорог и трубопроводов в Армении. Даже газопровод Иран-Армения, запущенный в эксплуатацию в 2007 году, очень скоро перешёл в собственность «Газпрома».

Таким образом, сложно представить, кому будут принадлежать железные дороги, если они будут построены в Сюнике. Также сложно понять, кто будет охранять армяно-иранскую границу, если она останется армяно-иранской. Согласно российско-армянскому договору, российские пограничники охраняют «внешние границы СССР», то есть границы Армении только с Ираном и Турцией.

Как будет выглядеть граница, когда вдоль армяно-иранской границы будет создан 6-километровый коридор, никто не может предположить. Будет ли это армяно-иранская, армяно-азербайджанская или армяно-американская граница? В зависимости от её статуса, необходимо будет решить, будут ли там размещены российские или армянские пограничники.

Что касается Сюника, то он богат металлами, и большинство месторождений разрабатываются российскими компаниями. Сколько рудников останется в зоне, переданной под коридор, и как будет выглядеть экономика Сюника в целом, остается загадкой.