Продолжение истории Нуне: я просто хочу воссоединиться со своими детьми

  • 15:00 06.10.2025

На фото: армянские дети на мероприятии 24 апреля в Гапе

Несколько дней назад с нами связалась Нуне, вынужденная переселенка из Шаумяна, Шуши, которая с 2023 года проживала во Франции, но недавно была принудительно депортирована в Армению и разлучена с семьёй. Наша статья вызвала большой отклик, особенно среди жителей Арцаха, которые думают о поиске убежища в другой стране или чьи родственники уже находятся там.

Представляем продолжение истории Нуне.

– Я обращалась к армянской общине Гапа, где Ричард Газикян – глава общины, а его жена помогает ему. Я также участвовала в жизни общины, мы организовывали различные культурные мероприятия, учили детей читать и писать, организовывали различные национально-культурные мероприятия. В основном я общалась с женой. Газикян плохо понимал армянский, и ей приходилось всё переводить на французский, хотя у него армянская фамилия. Жена координировала все организационные мероприятия.

Думаю, у них было много возможностей встретиться с префектом, обсудить мои проблемы, ведь они давно живут во Франции и должны знать всё изнутри. Но каждый раз приводились разные причины. Когда уже появились публикации в прессе, они начали проявлять интерес. Мне пришло от них голосовое сообщение, в котором они сказали, что мне следует найти себе место в Армении. Я рассказала, что ночевала во дворе аэропорта Звартноц, расстелила одежду на земле, села и провела ночь, потому что мне некуда было идти. Вокруг царило безразличие, хотя я и находилась на армянской земле, но мне от этой атмосферы было хуже, чем от отношения французов. Они по крайней мере чужестранцы. Что это за мир беззакония, кто пишет эти законы, это несправедливо.

Они посоветовали мне обратиться в представительство Арцаха. Есть ли такое, я даже не в курсе.

Не хочу создавать впечатление, будто я жалуюсь на армянскую общину, просто скучаю по своим детям. Они уже не маленькие, сейчас они с отцом, но тоску матери только матери и могут понять.

Читаю комментарии под своим видео, один пишет: «Наверное, она что-то натворила, не может быть, чтобы депортировали просто так» и т.д. Хочу им сказать одно: не стоит делать предположений, не зная человека. Сейчас идёт процесс, так что не спешите писать неуместные комментарии, не зная подробностей, я сейчас не в состоянии «сражаться» с вами в интернете.

Печально, что именно женщины пишут такие комментарии. Откуда в вас столько яда?

Вторая часть видео, надеюсь, развеет ваши сомнения.

Звонят однокурсники, все пытаются меня как-то поддержать. Из Чартара, Гадрута, Тагаварда. Мы так сблизились, что не передать словами, их забота меня немного излечила, но я понимаю, у них тоже есть семьи, у них тоже трудности. Все разбросаны по Армении, очень тяжело всё это видеть. Мы как в болоте. Наше здоровье разрушается этим стрессом, гневом, этой неуверенностью. Говорят, что если нет психического здоровья, то нет и физического.

Чего только я не видела среди армян во Франции. Там есть наркоманы, есть люди, нашедшие убежище во Франции как арцахцы, но разве я была единственным «нарушителем»? Все, кто меня знает, в шоке и спрашивают: «Нуне, как такое могло случиться с тобой?»

Я знаю, что говорю эмоционально, но эта неопределенность не даёт мне покоя.

Сейчас я живу фотографиями своих детей. Я не хочу так жить, я просто хочу вернуться к своим детям.

Не знаю, в голове крутится тысяча мыслей. Думаю сесть перед французским посольством, пусть французы это видят, пусть армяне это видят, пусть думают, что хотят, мне всё равно. Я просто прошу у посольства пять минут, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Марут Ванян

1. Общее правило Женевской конвенции 1951 года

Согласно Женевской конвенции 1951 года о беженцах, каждый человек имеет право искать убежища в любой стране, если у него есть обоснованные опасения преследования и он не находится под защитой государства своего гражданства.

Однако Конвенция не предоставляет права на убежище автоматически; она лишь предоставляет право ходатайствовать о предоставлении убежища и не подвергаться опасности (принцип невысылки).

Таким образом, теоретически карабахский армянин, физически находящийся во Франции, может ходатайствовать о предоставлении убежища там.

2. Как ЕС и Франция применяют это на практике

В Европейском союзе, включая Францию, процедуры предоставления убежища также регулируются Дублинским регламентом III (Регламент ЕС № 604/2013). Этот закон определяет, какая страна несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища.

Как правило, ответственной страной является:
• Первая страна ЕС, в которую въехало лицо, или
• Страна, которая уже предоставила этому лицу защиту или право на проживание.

Однако Армения не является страной ЕС, поэтому Дублинская система здесь применяется иначе: главный вопрос заключается в том, находится ли заявитель уже под защитой в другом месте.

3. Правовая позиция Франции в таком случае

Если карабахский армянин ходатайствует о предоставлении убежища во Франции, Французское управление по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA) рассмотрит следующие вопросы:
1. Имеет ли лицо армянское гражданство или имеет ли оно право на защиту со стороны Армении?
• Если да → Франция может законно отклонить ходатайство о предоставлении убежища, утверждая, что Армения уже предоставляет эффективную защиту.

2. Может ли лицо доказать, что Армения не защищает или не может защитить его, например, если оно подвергается преследованиям или дискриминации, не имеет доступа к жилью, правам или безопасности.
• Если да → Франция должна рассматривать ходатайство о предоставлении убежища в индивидуальном порядке и не может выслать его обратно (обязательство о невысылке).

Таким образом, главный вопрос заключается не в том, хотят ли они просить убежища в Армении, а в том, действительно ли Армения способна и готова их защитить.

Если защита со стороны Армении считается лишь формальной или недостаточной, заявитель всё равно может быть признан беженцем во Франции в соответствии со статьей 1А(2) Женевской конвенции.

4. Проще говоря

• Карабахский армянин может подать заявление на предоставление убежища во Франции.
• Однако Франция проверит, предоставляет ли ему Армения защиту.
• Если да, то Франция может отказать в предоставлении убежища (что юридически обосновано Женевской конвенцией).
• Если нет, и если защита Армении не является подлинной, безопасной или постоянной, то Франция обязана рассмотреть ходатайство о предоставлении убежища.

5. Правовые ссылки

• Конвенция о беженцах 1951 года, статьи 1 и 33 (определение беженца и невысылки).

• Квалификационная директива ЕС (2011/95/EU), статьи 2 и 4.

• Дублинский регламент III (EU 604/2013) – определение ответственности.

• Руководство OFPRA по стране происхождения: Армения (обновлено в 2024 году) – используется Францией для оценки того, предоставляет ли Армения эффективную защиту.