Карин так, полностью стертый с лица земли
Никол Пашинян, выступая с международных трибун, называет идею о возвращении арцахцев не только нереалистичной, но и опасной «для мирного процесса».
С людьми все понятно, но депутат ПАСЕ поинтересовался, обсуждался ли в рамках мирного соглашения вопрос имущественной компенсации карабахским беженцам, и находится ли под угрозой их культурное наследие.
Пашинян отметил, что в парафированном соглашении о мире между Арменией и Азербайджаном зафиксированы договоренности только по некоторым вопросам. Предполагается, что между двумя странами будут созданы другие механизмы и площадки для обсуждения проблем.
Таким образом, в ПАСЕ, и не только задают фундаментальный вопрос — что будет с имуществом арцахцев, их памятниками и местами почитания.
Отказ официального Еревана от обсуждения этих вопросов и попытки «закрыть» их финансовой помощью арцахцам, заменой их синих паспортов и предоставлением жилищных сертификатов, не снимают вопрос об оставленном в Арцахе имуществе и памятниках. Даже если все арцахцы получат в Армении жилье, их права на собственность в Арцахе – частную и коллективную – не изменится.
После депортации правительство Армении не осуществило оценку и инвентаризацию оставленного имущества и не предпринимает мер для компенсации. Все предложения отклоняются, в том числе, идея о проведениии международной донорской конференции. Правительство Армении боится признать право арцахцев на собственное имущество и заявить об ответственности Армении по ее защите или выплате компенсаций.
Баку пытается решить вопрос армянского имущества варварским путем – просто разрушая жилые здания, памятники, кладбища и целые села. Но и это не решение вопроса, потому что право на землю неотъемлемо.
Пока не решен вопро собственности в Арцахе, ни одна уважающая себя компания или страна не будут инвестировать на этой территории. Более того, даже обычные жители Азербайджана не хотят туда переезжать, так как понимают, что им придется жить в чужих квартирах. Что касается церквей, то они являются собственностью Армянской Апостольской церкви.
Этот вопрос не решится даже «мирным договором», поскольку в мире право собственности непререкаемо и не прекращается даже в случае катаклизмов. В Баку это прекрасно понимают, но пользуются сговором с правительством Армении, распоряжаясь чужим имуществом.
Любой мало-мальски сведущий юрист при поддержке армянского государства может составить частные и коллективные иски арцахцев в международные суды. Сбор данных об оставленном в Арцахе имуществе уже производится общественными организациями. Но взятый правительством Армении курс на отречение от Арцаха – от земли, имущества, ценностей, недр, инфраструктур, частной собственности – становится главным препятствем для фиксации и отстаивания прав арцахцев.
Ни варварские действия Баку, ни отречение правительства Армении, ни пассивность арцахцев не могут заставить представителей международных организаций забыть о праве на собственность. Европейцы в шоке и никак не могут понять, как можно экспроприировать чью-то собственность или «подарить» имущество 150 тыс. человек одним росчерком пера.
Этот вопрос однажды встанет во всей своей красе и потопит под собой мирные и прочие договоры.
Наира Айрумян