Если государство не решит вопрос, малые семьи арцахцев окажутся на улице

  • 10:47 22.10.2025

Социальное положение арцахцев усугубляется с каждым днем. Те люди, которые пережили блокаду и другие страшные испытания в Арцахе, сегодня оказались в крайне тяжелой ситуации. Во многих семьях есть представители особо уязвимых категорий: пожилые люди, люди с инвалидностью и т.д. Как им выжить в данной ситуации — это большой вопрос.

Тяжело также маленьким семьям, состоящим из 1,2, 3 членов,  которые не в состоянии платить баснословные суммы за аренду жилья.

С апреля текущего года небольшую финансовую поддержку получают только уязвимые слои арцахского населения.  С 2026 года программа может быть продолжена, а может и нет — все зависит от блажи армянского правительства, а программа жилищного обеспечения для арцахцев предусматривает смешные суммы, по которым даже большим семьям сложно приобрести жилье, не говоря уже о маленьких семьях.

Людмила Саргсян родом из Гадрута. По специальности она медик. В 1991 году, когда началась первая Арцахская война, была на последнем курсе медицинского техникума. Из-за войны Людмиле не удалось получить необходимую теоретическую базу знаний. Она сразу перешла к практике в условиях военного времени.

Профессиональную деятельность начала в полевом госпитале. Здесь получила огромный опыт, который помогает ей в работе до сих пор. На родине пережила 4 войны. Работала медсестрой, спасая сотни жизней.

В сентябре 2023 года Людмила со своей семьей вторично подверглась насильственной депортации.

«19 сентября в полдень я находилась на работе в  Степанакертском реабилитационном центре. Услышав звук воздушной сирены и первые звуки взрывов, мы вместе с коллегами  в оперативном порядке стали эвакуировать пациентов центра в бомбоубежище. В нашем случае самым безопасным местом для укрытия было помещение гидротерапии.

В центре мы оставались вплоть до 24 сентября. До тех пор, пока все пациенты не выехали. После чего я вернулась домой и вместе с семьей начала собираться в путь. Из дома мы вышли 26 сентября, через день после взрыва на топливном складе. В городе мы долго стояли в страшной пробке.

В те дни в Степанакерте царил хаос. Вокруг все было в дыму, поскольку мужчины в панике сжигали военные формы и документацию, опасаясь, что им не дадут выехать из Арцаха. Было много раненых и беженцев. Ужасная картина исхода из Арцаха у меня перед глазами до сих пор.

Дорога была долгой и изнурительной. С нами не было еды, а запасы воды постепенно кончались. Вместе с нами ехала моя престарелая больная мама, которая тяжело перенесла дорогу.

Я очень переживала за мужа и сына, которые также ехали с нами. Боялась, что их могут взять в плен, но благодаря Господу мы успешно проехали через пропускной пункт и в за двое с половиной суток доехали до Армении.

Сейчас живем в Ереване. Снимаем квартиру за 180 тысяч драмов в месяц. К счастью, спустя некоторое время после депортации, поступила на работу в центре психического здоровья <<Аван>>. Муж работает в сфере строительства.

Поскольку мы снимаем квартиру, и с апреля текущего года не получаем социальную поддержку от государства, львиная доля нашего семейного бюджета идет на выплату аренды.

Воспользоваться программой жилищного обеспечения в нашем случае нереально, так как наша семья состоит из трех человек. На сумму, предусмотренную в программе, мы не сможем приобрести жилье даже в марзах, не говоря уже о Ереване.

Если государство не обеспечит жильем, то велика вероятность, что однажды малые семьи просто окажутся на улице.

Еще одна проблема для арцахцев — это восстановление документов, и приходится тратить значительные суммы и время, чтобы восстановить свидетельство о рождении или о браке. Неужели нельзя упростить этот процесс? Сделать так, чтобы это осуществлялось бесплатно и в оперативном порядке.

То же самое касается и получения гражданства, зачем мучить и без того изнеможденный народ? Если дело только в коде 070, пусть разом соберут все паспорта и сменят код, без очередей и излишней волокиты. Не говоря уже о том, что сам процесс смены паспорта  причиняет нам боль и вынуждает забыть о прошлом. Ведь арцахцы те же граждане Армении, и у них тот же синий  паспорт, что и у всех жителей  Армении.

Вот так и живем, ежедневно преодолевая трудности в надежде на лучшее будущее и скорейшее возвращение домой, рассказала Людмила в беседе со Step1.am.

Арсен Агаджанян