
Никол Пашинян сделал важное заявление на этой неделе: он заявил о готовности Армении открыть одну из автомагистралей для транзита между Турцией и Азербайджаном, указав маршрут: Маргара, Ерасх, Сисиан, Горис. Он также отметил, что на данный момент возможно открытие только этой дороги.
Ни в заявлении от 9 ноября 2020 года, ни в меморандуме от 8 августа 2025 года об этой дороге не упоминается ни словом.
Получается, что Армения в одностороннем порядке предоставляет свою территорию для турецко-азербайджанского транзита, ничего не получая взамен. Более того, если эта дорога будет использоваться для турецкого транзита, она фактически отрежет юг Армении — Вайоц Дзор и Сюник, от центральной Армении. А поскольку Турция и Азербайджан и сейчас имеют многочисленные коммуникации, соединяющие друг друга через Грузию и Иран, получается, что смысл этого маршрута через Армению заключается именно в том, чтобы отрезать юг Армении.
Именно эта дорога стала целью агрессии в направлении Джермука в сентябре 2022 года. Баку должен был занять Джермук и захватить дорогу Сисиан-Ерасх. Тогда этого не произошло благодаря подвигу армянских солдат, в том числе помощи, полученной из Арцаха, а также позиции США. Если помните, именно в те дни в Армению приезжала Нэнси Пелоси.
Эта дорога — удавка, которая удушит Армению, и неслучайно именно этот маршрут предлагается как единственно возможный. Анкаре и Баку остальное и не нужно.
Интересно, что буквально вчера вице-премьер Мгер Григорян и министр иностранных дел Арарат Мирзоян заявили, что «дорога Трампа» не имеет смысла без открытия всех коммуникаций. Поскольку пока нет никаких признаков того, что Баку откроет Нахиджеван или откроются армяно-азербайджанские КПП, получается, что правительство Армении признаётся в бессмысленности «дороги Трампа».
«Что касается участка в 42–43 км, то речь идёт о железной дороге, поскольку маршрут уже определён, проблемы его изменения нет — ведь речь идёт о восстановлении железной дороги времён Советского Союза. Но, согласно договорённостям, речь идёт об инфраструктурной региональной интеграции, а это значит, что все возможные коммуникации должны быть задействованы, иначе один фрагмент инфраструктуры не будет выполнять свою роль, не будет иметь той роли, о которой мы говорим. Все дороги должны быть открыты синхронно, иначе они просто не будут полноценно работать», — заявил вчера Мгер Григорян Радио Свобода.
«Если он не дойдёт хотя бы до Гюмри, то «путь Трампа», TRIPP, просто теряет смысл». Об этом же заявил и министр иностранных дел Арарат Мирзоян. «То есть, если мы описываем движение с востока, если оно не заходит в Армению, а проходит через юг Армении, если железная дорога заходит на юг Армении, проходит через Армению, входит в Нахиджеван и не продолжается через Иджеван, не заходит через Ерасх, а где-то снова достигает Армении, то это не имеет смысла», — сказал он.
Отвечая на вопрос, будет ли открыта железная дорога Ерасх-Нахиджеван, Арарат Мирзоян сказал, что мы и это увидим. В качестве гарантии он назвал лишь «взаимную выгоду».
Заявления Григоряна и Мирзояна противоречат решению Никола Пашиняна: по сути, он готов открыть один маршрут без гарантии открытия остальных коммуникаций.