Борьба Давида: Меня перенесли в часовню Святой Богородицы в Егникер, решив, что я погиб

  • 21:47 29.10.2025

В нынешней ситуации, когда церковь и духовенство подвергаются нападкам и гонениям, крайне важно напоминать о духовных ценностях и силе веры.

Давид Арутюнян родился в 1998 году в Степанакерте, является членом Союза молодёжи Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви. Во время 44-дневной войны был тяжело ранен. Долгое время находился в коме. Даже врачи не верили в его выздоровление, но благодаря вере в Бога и огромной воле к жизни Давид выздоровел и теперь, несмотря на некоторые физические ограничения, занимается пчеловодством и служит священником в церкви Святого Саркиса в Степанаване.

«27 сентября 2020 года я выехал в воинскую часть Егникнер 7-го оборонительного района. Поздно ночью нас зарегистрировали, выдали оружие и боеприпасы, и до рассвета мы выехали на боевые позиции. Рано утром я прибыл на боевую позицию, где проходил службу по призыву.

Во время боевых действий, в 2 или в 3 часа, я получил тяжёлую черепно-мозговую травму, после чего меня доставили в близлежащую часовню Сурб Аствацацин в Егникнери, думая, что я погиб.

Через некоторое время я временно пришёл в сознание и был доставлен в Ереван, в медицинский центр «Эребуни». После длительного лечения и первого курса реабилитации меня перевели в реабилитационный центр «Дом воина». Конечно, первые месяцы были для меня очень тяжёлыми: наряду с переездами надо было заботиться о моих повседневных нуждах, но специалисты «Дома воина» приложили все усилия, чтобы поставить меня на ноги.

До блокады Арцаха я трижды в год приезжал в Ереван и проходил курс в Доме воина.

Во время блокады я начал посещать реабилитационный центр  им Керолайн Кокс в Степанакерте и проходить там лечение. Часто ходил в церковь, молился, участвовал в литургиях и службах, чтобы хоть как-то отвлечься от тяжёлых мыслей. До 2020 года я служил в церкви Святой Богородицы в Аскеране.

Помню, когда не было воды и газа, мы уже топили печь, чтобы согреться и приготовить хоть что-то из скудных запасов еды. Дома были только я и моя мама, у которой были проблемы со здоровьем, и я помогал ей по мере сил носить воду или топить печь.

В последние дни блокады, после однодневной войны, стало ясно, что выхода нет. Нам пришлось оставить всё: кладбища, церкви, землю и воду, и покинуть нашу тысячелетнюю родину – Арцах. В те дни я был в церкви с мамой. И мужчины, и женщины испытывали огромную и необъяснимую боль.

27 сентября 2023 года мы с семьями покинули свои дома, оставив всё имущество врагу, и через два дня прибыли в Ереван. Я вернулся в Дом воина, чтобы продолжить лечение.

Жизнь в Ереване была для нас очень тяжёлой, особенно в первые месяцы — мы не могли платить астрономические суммы за аренду жилья.

Через некоторое время нам посчастливилось встретить доброго человека, который предложил нам свою квартиру в Ереване бесплатно на год. Позже выяснилось, что хозяин дома был беженцем из Баку.

В это время я возобновил богослужение в церкви Святой Троицы в Ереване.

Через год мы решили переехать в Степанаван. Несмотря на то, что я был тяжело ранен во время 44-дневной войны и имею односторонние ограничения, я прошёл трёхмесячный курс пчеловодства в Доме воина.

Спустя некоторое время, как только я набрался знаний и навыков, купил четыре улья на свои деньги. Мне очень понравилось это дело, и теперь я хочу расширить пасеку, чтобы иметь хотя бы небольшой доход. Параллельно я служу священником в церкви Святого Саркиса в Степанаване и каждый день молюсь о возвращении домой», — рассказал Давид в беседе с Step1.am.

Арсен Агаджанян