5 лет поражения: Правительству Армении придется ответить на эти вопросы

  • 11:08 09.11.2025

В преддверии 5-й годовщины поражения Армении в 44-дневной войне в Арцахе ее непосредственные акторы раскрыли ряд информаций, которые породили важные вопросы, которые остаются без ответов до сих пор.   

То, что произошло 5 лет назад, так и не получило в Армении политической оценки, а доклад парламентской комиссии отправлен в архив. При этом под следствием в Армении находятся сотни участвовавших в военных действиях армян, а в бакинской тюрьме сидит военно-политическое руководство Арцаха. В Баку проводится парад с портретами погибших, который демонстрирует силу армянской армии и слабость политического руководства, которое оставляет без ответа фундаментальные вопросы.  

Политическому руководству следует ответить на ряд вопросов, о которых накануне напомнили, в частности, Серж Саргсян и Джейхун Байрамов.

Серж Саргсян в эфире подкаста «Имнемними» назвал три основные причины случившегося в 2020 году, и одна из них — усиление азербайджанских и турецких разведслужб и их фактическое проникновение в армянскую армию. Это был крайне важный фактор во время войны, но правительство Армении до сих пор не дало ответа на вопрос, было ли это следствием халатности армянских спецслужб или намеренным допущением.

Правительству следует и ответить на вопрос, почему предложение МГ ОБСЕ в 2019 году было проигнорировано Николом Пашиняном и почему оно до сих пор скрывается от общественности.

Серж Саргсян считает, что это могло быть связано с некими договоренностями Пашиняна и Алиева в Душанбе.

Первая встреча Пашинян-Алиев состоялась в сентябре 2018 года в Душанбе, рассказал глава МИД Баку Джейхун Байрамов. По словам  Байрамова, Пашинян попросил прекратить стрельбу на границе, чтобы помочь ему в решении конфликта. Но 29 марта 2019 года в Вене на встрече при посредничестве Минской группы ОБСЕ Пашинян заявил, что не может решить Карабахский вопрос и не будет его решать, рассказал Байрамов.

«При этом он приводит очень интересную аргументацию: «Если я это сделаю, меня убьют». И даже задаёт президенту [Алиеву] риторический вопрос: «Вы хотите, чтобы меня убили?», сказал Байрамов.

Правительству Армении следует ответить на вопрос, в какой мере фактор личной безопасности премьера и сохранения власти сыграл роль в принятии решений о вступлении в войну и капитуляции. Пашинян ранее признавал, что если бы отдал Карабах «просто так», без жертв, то его сочли бы предателем.

После заявлений Саргсяна и Байрамова Никол Пашинян сделал пост о том, что для предотвращения 44-дневной войны нужно было, чтобы Армения признала Карабах частью Азербайджана. «В качестве первого шага мы должны были признать, что Карабах должен быть частью Азербайджана, другого варианта не было. Если мы думаем, что могли бы сделать это в 18-м или 19-м годах, то да, это была моя ошибка, что я этого не сделал», — отметил Пашинян в видеообращении, опубликованном на его странице в Facebook.

Джейхун Байрамов при этом рассказал о позициях внешних сил, в частности, об «угрозах», высказанных президентом Франции Эммануэлем Макроном.

«Президент Франции неоднократно звонил и говорил, что если война не прекратится, мы признаем Нагорный Карабах», — заявил Байрамов. Он также сообщил, что глава МИД России Сергей Лавров во время 44-дневной войны предлагал прекращение огня без вывода армянских ВС с линии соприкосновения.

Правительству Армении следует ответить на вопрос, была ли использована в полной мере внешнеполитическая поддержка Армении, в частности, со стороны Франции, и предложения России.

Без ответов на эти вопросы правительство Армении никогда не сможет снять с себя вину за кровавую войну и поражение в ней, с последующей потерей сердца Армении — Арцаха, вину за допущение геноцида. Эксперты уже замечают, что политика нынешнего правительства после войны 2020-23 гг. сводится к оправданиям, порой агрессивным и циничным, но оправданиям, а не попыткам объективной политической оценки ситуации и мотивов своих действий.

Наира Айрумян