
Но США извлекли выгоду из уничтожения армянского Арцаха, а Кремль потерпел поражение
«Чтобы понять масштабы недавнего мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, необходимо сначала кратко рассмотреть исторический контекст конфликта», — заявил недавно американский сенатор Стив Дэйнс. Вот фрагменты из его интервью.
«Обе стороны находятся в состоянии конфликта с конца 1980-х годов, пережили множество войн и практически не добились прогресса в деле примирения. Советский Союз, а впоследствии и Россия, обычно выступали в роли регионального посредника и намеренно затягивали конфликт, чтобы сохранить свой контроль и влияние в регионе, гарантируя, что обе страны не смогут достичь своих собственных целей и вместо этого увязнут в цикле насилия.
Вторжение России в Украину отвлекло внимание Путина и переместило российские ресурсы дальше на запад, открыв возможность для большего участия и влияния Америки.
Армения и Азербайджан сбросили иго российского принуждения и обратились к независимому будущему в партнерстве с Соединенными Штатами.
Американские переговорщики выступили с инновационной концепцией «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» (TRIPP), который соединил бы Азербайджан с его эксклавом Нахичевань, одновременно создав новый торговый маршрут, от которого выиграли бы Армения, Азербайджан и другие государства региона.
Связь между этими двумя вопросами долгое время была самым сложным аспектом мирных переговоров, и Соглашение о мирном урегулировании конфликтов (TRIPP) стало совершенно новым способом выработки решения, устраивающего обе стороны.
Соглашение не является окончанием этого процесса, а скорее предлагает дорожную карту на будущее. В нем излагаются принципы мира, обязательства, взятые на себя обеими сторонами, а также роль США как гаранта соглашения.
Нам удалось обсудить практические решения неразрешимых проблем, которые десятилетиями препятствовали мирным переговорам» (https://news.am/rus/news/912465.html).
Заметьте: о Нагорном Карабахе – ни слова. Как будто нагорно-карабахский конфликт, — а на деле проблема обеспечения прав армянского народа Арцаха, — и не был на протяжении 30 лет центральной фигурой переговорного процесса, в котором были задействованы не только ОБСЕ, но и ООН, и другие международные организации.
Зато: «Нам удалось обсудить практические решения неразрешимых проблем, которые десятилетиями препятствовали мирным переговорам».
Каким «мирным переговорам», коли не было никаких иных переговоров между Баку и Ереваном кроме разрешения нагорно-карабахского конфликта?
Несомненно, Вашингтон выиграл от оккупации и деарменизации Нагорного Карабаха: как говорил Сталин, «нет человека, нет проблемы». И позиция Армении в отношении России изменилась.
То же самое, судя по всему, замышляли и в Кремле, который с 2023 года наложил полное табу на любое упоминание о Нагорном Карабахе как таковом.
Логика была такова: «Отдадим Карабах Алиеву, он нам обязан будет. А куда армяне денутся? Потерпят, переживут, все равно к нам прибегут, и мы их опять спасём, так уж и быть».
Незамысловато. И глупо. Это ведь только кремлевские «мудрецы» полагали и полагают, что соглашения 1990-х о размещении в РА 102 военной базы РФ, авиации, совместной системы ПВО не были связаны с проблемой Нагорного Карабаха. То есть, с проблемой удержания под армянским контролем 42-тысяч квадратных километров ареала проживания армян на своей земле. После 2020 года все изменилось, но в Кремле не могут, или не хотят понять этого.
Что Россия приобрела в Закавказье после того, как Кремль сдал Арцах Алиеву и помог тому заболтать факт геноцида армян Нагорного Карабаха в международных инстанциях?
«Дружбу» Алиева? Нет.
Бесповоротный разрыв с Арменией? Да.
От этом как раз и интервью сенатора Стива Дэйнса. Кто слушал, тот молодец!
Александр АНДРЕАСЯН