
Собеседник Step1.am – французский общественный деятель армянского происхождения Хильда Чобоян.
– Тикин Чобоян, власти Армении заявляют, что не считают возвращение арцахцев реалистичным и, в целом, пытаются закрыть Арцахский вопрос. Даже если власти Армении проводят такую политику, права арцахцев от этого денонсируются?
– Конечно, нет, право остаётся правом. Но я не придаю особого значения этим заявлениям властей, поскольку это следствие страха и пораженческой позиции. Я считаю важным, чтобы власти Армении не закрывали пути урегулирования Арцахского вопроса. И очень важно, чтобы Армения не отзывала свои иски из международных судов. Но даже это не означает, что вопрос закрыт, решением властей Армении этот вопрос не может быть закрыт, хотя отзыв исков — это очень серьёзное решение. Я считаю, что общества Армении, Арцаха и Диаспоры не должны мириться с этим.
— Могут ли эти решения иметь необратимые последствия для Армении и Арцаха?
— Думаю, нет. То есть, нет ничего необратимого, нет международных законов, от которых Армения может отказаться. Право Арцаха останется правом Арцаха, право на возвращение останется правом на возвращение. Я не специалист, но имею представление о международной юриспруденции и думаю, что в любом случае будущие власти Армении смогут вынести эти вопросы как в правовую, так и в политическую повестку. Решения нынешних властей на деле связаны с улучшением отношений с Азербайджаном и Турцией любой ценой и с односторонними уступками.
— Более двух лет после насильственной аннексии 2023 года арцахцы заявляют о готовности вернуться на родину при условии международных гарантий безопасности. Почему международное сообщество закрывает глаза на это, почему не видит нарушения прав народа Арцаха, или же происходят ккие-то процессы?
— Я считаю, что ситуация в современных международных политических отношениях очень сложная и хрупкая. Правовая система, сложившаяся после Первой мировой войны, нарушена. К сожалению, сегодня право не имеет приоритета в отношениях, преобладают силовые отношения. Поэтому, я думаю, не юридическая сила сейчас является определяющей. ООН стала совершенно бессильной, и крупные государства решают проблемы между собой. А многосторонняя дипломатия парализована. Поэтому, на мой взгляд, единственно важным направлением является укрепление Армении. И экономика, и система безопасности Армении должны быть обновлены и укреплены. Арцахский вопрос не может быть решен только правовыми средствами, должен быть и силовой компонент. И этот силовой компонент должен претерпеть серьёзные изменения и улучшения.
То есть, надежду и идею нельзя убивать, идея возвращения всегда должна оставаться светлой. Но в этом направлении есть огромное поле для работы, в том числе и со стороны общества, и она должна осуществляться не только на словах, но и на деле. Например, когда Азербайджан говорит о вопросе якобы обеспечения возвращения азербайджанцев на территорию Армении, Армения в этом вопросе значительно отстаёт. То же самое нужно делать и в Армении, хотя бы по вопросу возвращения в Арцах. Необходимо создать различные организации, которые должны работать как с международными структурами, так и с народом, чтобы арцахцы не теряли надежды на возвращение и не уезжали. Армения должна предпринять конкретные шаги, диаспора также должна участвовать, но инициативы должны исходить из Армении.
— Вместо того, чтобы заниматься этой работой, власти Армении выдвигают утрированный тезис: мол, мы не будем требовать возвращения арцахцев, чтобы не требовали возвращения азербайджанцев в Армению.
— Но все дело в том, что они всё равно будут этого требовать, а Армения окажется на задворках. Это неравная ситуация. Если у азербайджанцев, покинувших Армению много лет назад, есть права, то и у большего числа армян сегодня гораздо больше прав. И эта работа должна быть организована на общественном уровне.
Роза Ованнисян