
Премьера спектакля «Блокада» состоится 25 и 26 февраля в Русском драматическом театре имени Станиславского в Ереване. Двухактная драма повествует о днях блокады в Карабахе: спектакль рассказывает о семьях из Еревана и Карабаха, оказавшихся во время блокады в одном доме, под одной крышей. Режиссер-постановщик спектакля — Седрак Годжаманян, продюсеры – Софья Гулян и Армен Петросян.
После полной оккупации Арцаха и депортации его коренных жителей армянское культурное пространство оказалось в ступоре, который возник от сильнейшего шока, но и в результате политики правительства, направленной на «стирание войны» из армянской реальности. В результате за последние 5 лет, несмотря на шоковые события в национальной жизни, в культурном пространстве появились только редкие художественные произведения — книги, спектакли, фильмы, в которых предпринимается попытка проанализировать произошедшее с точки зрения эмоциональных переживаний, коллективной психологии и социальной реакции на жестокие события в национальной жизни.
Многие культурологи называют это защитной функцией национального организма, который якобы интуитивно отвергает негативные воспоминания, пытается забыть попрание прав, достоинства, чести. Однако психологи говорят, что это без «внешнего воздействия» национальный организм реагировал бы иначе, чтобы не допустить выхолащивания памяти, национальной идентичности и коллективного иммунитета.
Появление художественных произведений, осмысливающих войну и исторический шок, может свидетельствовать о том, что национальный организам начал восстанавливаться и отвергать внешний наркоз. О том, что провластная и вражеская пропаганда, которая пытается убедить людей, что установленный «мир» и благополучие стоят принесенных жертв, не до конца промыла мозги людей. Хотя именно в результате этой пропаганды возникла ненависть к тем, что пережил все трудности и принес все, что можно, в жертву национальных прав. Именно в результате этой пропаганды враги оказались правы.
В Армении еще будут созданы спектакли, фильмы, в которых, наряду с невыносимой жестокостью войны, блокады, будет представлена и светлая — очищающая сторона войны. Еще появятся произведения, в которых защита данных Богом прав будет представлена как честь, славная обязанность, а подвиги вновь будут оценены по достоинству.