Депутат Европарламента надеется, что Франция представит в Совет Безопасности ООН резолюцию по Карабаху

  • 17:58 11.09.2023

Депутат Европарламента, член группы дружбы ЕП-Армения Франсуа-Ксавье Беллами убежден, что если будет применен первый пакет жестких санкций против Азербайджана, то Алиев поймет, что он должен остановить агрессию. В интервью, данном корреспонденту «Арменпресс» в Брюсселе, депутат Европарламента подчеркнул, что жизни людей находятся под угрозой и Европа не может молчать, выступая против собственных принципов. По мнению Беллами, Алиева необходимо вернуть к реальности, чтобы он понял, что Европа нужна Азербайджану, а не Азербайджан — Европе. Депутат Европарламента считает неприемлемой политику ЕС, когда звучат призывы и к Азербайджану, и к Армении ослабить напряженность. По его словам, ставить знак равенства между преступником и потерпевшим недопустимо.

— Господин Беллами, Вы очень внимательно следите за развитием событий в Армении и Арцахе. Этой весной Вы даже приехали к Лачинскому коридору, чтобы увидеть все своими глазами. Недавно Вы вновь побывали в Ереване. Почему политика режима Алиева остается безнаказанной? Каков Ваш вывод?

— Из-за отсутствия политической воли, к сожалению, европейские страны представляют ситуацию очень примитивно. Сосредотачиваясь на украинской войне, которая, конечно же, является главной темой, они забывают, что, если мы хотим быть последовательными, мы не можем не ввести санкции против режима  Алиева, который виновен в очень серьезных нарушениях международного права. В этом случае гуманитарное право нарушается. Несколько месяцев назад я представил поправку в Европейский парламент с требованием санкций против Алиева, и эта поправка была принята, и теперь мы ждем, пока Комиссия, наконец, начнет действовать, чтобы мы смогли принять меры. Сегодня человеческие жизни находятся под угрозой. За последние дни несколько армянских солдат были убиты или ранены в результате совершенно неоправданной агрессии. Еще раз повторяю, на кону стоят человеческие жизни, и мы не имеем права молчать.

— Очевидно, что Азербайджан пытается сделать свои условия приемлемыми, используя насилие и силу. Несколько дней назад Азербайджан начал новую агрессию против суверенной территории Армении, в результате которой с армянской стороны были жертвы. Реакция ЕС вызывает беспокойство, поскольку ничего не делается, кроме изъявления глубокой обеспокоенности и призыва к сторонам соблюдать прекращение огня. Лексика, используемая в ЕС, стала элементарной. Я думаю, что подход заключается в том, чтобы сказать что-то просто ради того, чтобы сказать. Как Вы объясните такое отношение, учитывая, что речь идет о том же Союзе, который пытается быть посредником и имеет большие амбиции относительно возможного мирного договора?

— Возможно, это взаимосвязано. Политика обращения к обеим сторонам неприемлема. Факт постановки двух сторон в одну плоскость равносилен тому, чтобы путать агрессора, нападавшего, преступника и жертву, рассматривая их как равных. Точно так же, как мы можем осуждать агрессию, когда Россия нападает на Украину, и не спрашиваем согласия обеих сторон, так мы должны дать понять, что здесь есть преступник, который планирует, организует и, более того, берет на себя ответственность за свои действия, за нападения и агрессию. С другой стороны есть страна и невиновные люди, которые лишь хотят мирно жить на своей родине. Поэтому мы не можем ставить обе стороны на один уровень, иначе, как вы сказали, мы готовы признать, что Алиев добивается успеха в поставленной задаче. Другими словами, насилие выше закона, а преступность важнее фактов. И если мы примем это, то завтра мы будем жить в гораздо более опасном мире. Я думаю, что причина в доброй воле некоторых европейских лидеров, которые считают, что могут быть посредниками и считают необходимым не допускать разрыва диалога с одной из вовлеченных сторон. Я тоже считаю, что диалог важен, но диалог не может осуществляться за счет простоты. И, конечно, мы должны сохранять мир, но создание условий для мира в первую очередь подразумевает обеспечение справедливости, потому что в противном случае мы вновь парадоксальным образом поставим под угрозу мир в гораздо большем масштабе, чем в кавказском регионе.

— Недавно по собственной инициативе президент Франции Эммануэль Макрон провел телефонный разговор с Алиевым и Пашиняном. Между тем, азербайджанская сторона выступает против любого вмешательства Франции, заявляя, что Франция занимает проармянскую позицию и не может быть беспристрастной. Какова Ваша реакция на это?

— Во-первых, Азербайджан необходимо вернуть в реальность. Сегодня Азербайджан говорит о европейских лидерах так, как будто он сам может их контролировать. Но на самом деле, вопреки тому, что, к сожалению, считали многие европейские депутаты, не Азербайджан нужен Европе, а Европа нужна Азербайджану. Печально в этой ситуации то, что, в отличие от других, гораздо более могущественных стран, более независимых режимов, на которые санкции в конечном итоге оказывают очень мало влияния, в случае с Азербайджаном это не так, но мы не действуем. Я уверен, что если первый пакет жестких санкций будет решительно реализован, господин Алиев сразу поймет, что все это необходимо прекратить.

— Лидеры ЕС повторяют и подчеркивают при каждой возможности, что Азербайджан является важным и надежным энергетическим партнером. Поэтому возникает вопрос, не этот ли дискурс дает Азербайджану зеленый свет и смелость делать все то, что мы наблюдаем сегодня?

— Конечно. Во-первых, это ложь. То, что мы покупаем у Азербайджана, — это в основном российские углеводороды, и поэтому мы устраиваем обход наших собственных санкций против России с очень тревожащей двойственностью. Но, объемы поставок со стороны Азербайджана очень низкие, и в условиях предстоящего увеличения импорта эти объемы будут совершенно ненужными. И именно г-н Алиев должен волноваться, понимать, что ему нужна Европа. Последнее, что я хотел бы сказать, это следующее: мы очень хорошо видим, как диктаторы вроде Алиева в конечном итоге никогда не удовлетворяются компромиссами, на которые мы пытаемся пойти с ними. Г-на Алиева мотивирует двигаться вперед не конфронтация, с которой он сталкивается, а слабость, которую он видит, особенно в западных державах. Я говорю это еще и потому, что считаю, что происходящее сейчас должно быть понятно всем европейцам. Многие европейцы отреагировали на войну 2020 года, или не отреагировали, заявив, что это Карабах, спорная территория, и, наконец, это нормально, почти узаконивая тот факт, что мы можем использовать насилие для оккупации спорных территорий. Но совершенно ясно: если мы признаем, что насилие является методом решения проблем, то остальная часть плана г-на Алиева вполне допустима. Если завтра Азербайджан возьмет Карабах, то следующим шагом станет нападение на территорию самой Республики Армения, как это было несколько месяцев назад. Таким образом, всем следует иметь в виду, что их потеря зрения будет истолкована как лицензия на нарушение, лицензия идти дальше, убивать и, более того, нарушать международное право.

— Франция продолжает оставаться одной из немногих стран, которая пытается любой ценой найти способ найти справедливое решение проблемы. Сенат и Парламент Франции неоднократно выражали свою позицию резолюциями. Почему вопрос признания Арцаха не стоит на повестке на уровне правительства? Что мешает Франции сделать это?

— Я могу говорить только о нашей политической семье. Мы не президентское большинство, мы оппозиция, но, к слову, у нас есть большинство в Сенате, и именно благодаря этому большинству Сенат первым в Европе признал независимость Арцаха. И это признание, я думаю, было влиятельным проявлением. Итак, вся наша политическая семья сегодня действительно имеет очень ясную позицию по этому вопросу.

— В прессе ходят слухи, что Франция представит резолюцию в Совет Безопасности ООН, насколько правдива эта информация?

— Да, я надеюсь, что эти инициативы будут реализованы в Совете Безопасности ООН. Несколько дней назад у меня была возможность поговорить в Ереване с заместителем министра иностранных дел господином Ованнисяном. Это, безусловно, важный рычаг для действий, а также для того, чтобы подтолкнуть наших американских друзей к выработке четкой и решительной общей позиции. Так что да, я считаю, что впереди нас ждут важные вехи. Но жаль, что этого не произошло раньше. И я говорю это не потому, что я проармянский, как думает Алиев. Я говорю это потому, что, в конце концов, мы не защищаем Армению, мы защищаем международное право, мы защищаем справедливость, невинных граждан, находящихся в осаде. Сегодня посредством них мы защищаем гуманитарное право и право народов на самоопределение. И если вы хотите знать правду, то не мы защищаем Армению, на самом деле, армянский народ защищает то, чего мы тоже должны придерживаться. Очевидно, нам необходимо двигаться к новым дипломатическим инициативам. Потребуется резолюция Совета Безопасности, несмотря на трудности с Россией. В любом случае, ничто не мешает Европе действовать уже сейчас и ввести санкции. Парламент имеет четкую позицию, теперь Совет должен проявить инициативу, и Франция попросит Совет применить эти санкции против режима Алиева.

— Эксперты и структуры с международной репутацией подтверждают, что происходящее в Арцахе — это геноцид. Насколько этот факт беспокоит ЕС? Как Вы оцениваете политику Союза? Глубокая обеспокоенность, сама по себе, не может предотвратить геноцид

— Несомненно, именно об этом мы говорили на политической ассамблее ЕНП (Европейской народной партии), которая объединяет политические группы Европарламента на европейском уровне, и мы посвятили этому вопросу четкий пункт. Цель не в том, чтобы завтра создать трибунал по военным преступлениям. Цель состоит в том, чтобы предотвратить эти преступления сегодня. Ведь речь идет о жизни 30 000 детей, жизни 120 000 мирных жителей. В Азербайджане реализуется очень четкий проект этнических чисток, которые мы, к сожалению, уже наблюдали на завоеванных ими территориях в 2020 году. Мир и спокойствие на оккупированных Азербайджаном территориях? Никто в это не верит, особенно коренные армяне. Все они были либо вынуждены бежать, либо были убиты, и поэтому, когда международный суд, самые передовые органы по предотвращению геноцидов, бьют тревогу по столь актуальной теме, следует прислушаться и протрезветь. Европа обязана предотвратить повторение нового геноцида. Это останется неизгладимым пятном на сознании Европы на многие столетия.

 

f