Азербайджан, возможно, не сможет реализовать амбиции по удвоению экспорта природного газа в Европу к 2027 году, поскольку ему не удалось заключить долгосрочные сделки по продаже, которые ему необходимы, прежде чем инвестировать миллиарды долларов в увеличение добычи, пишет портал Energy Voice со ссылкой на источники.
«Богатая газом каспийская страна вела переговоры с более чем 10 европейскими странами после вторжения России в Украину в прошлом году. Но обсуждения условий поставок пока не принесли результатов, говорят источники на условиях анонимности.
Изменение позиции произошло после того, как энергетический кризис в Европе ослаб после прошлогодних потрясений поставок и рекордных цен. Хотя континент по-прежнему нуждается в газе, возможно, у Азербайджана уже истекло время для заключения долгосрочных контрактов, необходимых ему для поддержки инвестиций в инфраструктуру.
Европейские покупатели сейчас не решаются брать на себя обязательства по использованию ископаемого топлива в ближайшие десятилетия, а другие варианты, такие как дополнительные поставки сжиженного природного газа из США в Катар начнут поступать в ближайшие несколько лет. В отличие от постоянных трубопроводов, большая часть новой инфраструктуры СПГ включает в себя плавучие импортные терминалы, которые можно отключить и переместить в другое место, в случае падения спроса.
«Сроки расширения нового трубопровода из Азербайджана являются проблемой для проекта, учитывая, что ожидается, что с 2027 года и далее на мировых рынках СПГ произойдет переизбыток предложения», — сказал Синдре Кнутссон, партнер по рынкам газа и СПГ в Rystad Energy в Осло.
Румыния уже заявила, что ей будет трудно заключать долгосрочные контракты. В Германии представитель компании-импортера газа Securing Energy for Europe заявил: «Помимо первоначальных переговоров, никаких конкретных консультаций с Азербайджаном пока не проводилось».
По словам Ильхама Шабана, руководителя исследовательской группы Центра нефтяных исследований в Баку, Азербайджан хочет знать, что его газ будет продолжать поступать в Европу в течение как минимум следующих 20 лет, прежде чем он возьмет на себя обязательства по инвестициям для увеличения поставок и инфраструктуры.
«Мы говорим о трубопроводном газе, а не о танкерах-газовозах, которые могут изменить направление в любой момент», — сказал Шабан. Учитывая медленный темп переговоров, Азербайджан вряд ли сможет выполнить задачу по поставкам в Европу дополнительных 10 миллиардов кубометров газа в год к 2027 году, добавил он.
В Европе наблюдается неопределенность относительно сроков долгосрочных усилий по декарбонизации своей экономики, что делает прогнозы спроса после 2030 года нечеткими. А его покупатели хотят гибкости при поиске новых долгосрочных газовых сделок. Большинство долгосрочных контрактов, которые европейские покупатели подписали после войны России с Украиной, предназначены для поставок США, а это означает, что они являются гибкими и могут быть перенаправлены на другие рынки, сказал Кнутссон.
«Трудно заключать долгосрочные контракты на открытом конкурентном рынке», — заявил агентству Bloomberg министр энергетики Румынии Себастьян Бурдужа. Никакие дополнительные объемы природного газа его стране не понадобятся. Его внутреннее потребление, которое в последнее время снижается, требует лишь небольших объемов импорта, а новые поставки из Черного моря будут доступны в 2027 году, сказал он.
Румыния также надеется стать важным поставщиком газа в Восточной Европе благодаря своим глубоководным месторождениям газа.
Гигантское азербайджанское месторождение Шах Дениз в 2020 году начало экспортировать газ в Европу через сеть Южного газового коридора стоимостью 33 миллиарда долларов, соединяющую Каспийское море с Италией через Грузию и Турцию.
В прошлом году страна подписала соглашение с Европейской комиссией об удвоении поставок до 20 миллиардов кубометров в год к 2027 году.
По данным Министерства энергетики страны, Европа была крупнейшим покупателем азербайджанского природного газа за первые восемь месяцев 2023 года, импортировав 7,6 млрд кубометров, что на 4,1% больше, чем годом ранее. Добыча природного газа в стране за восемь месяцев года выросла на 5% в годовом исчислении до 32,2 миллиарда кубометров.
Помимо неясности в отношении долгосрочной логистики спроса и предложения, поставки газа из Азербайджана также увязли в геополитических путаницах.
Недавний захват Азербайджаном Нагорного Карабаха, в результате которого около 100 000 армян бежали в Армению из-за опасений этнической чистки, может повлиять на любые решения, принимаемые европейскими покупателями. По словам людей, знакомых с этим вопросом, президент Франции Эммануэль Макрон и некоторые другие члены ЕС обеспокоены потенциальным нападением на территорию Армении. Баку отрицает, что это произойдет.
«В связи с недавними событиями, я думаю, Азербайджан выстрелил себе в ногу», — сказала Анн-Софи Корбо, исследователь Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета в Нью-Йорке. «Я думаю, что азербайджанский газ останется там, где он есть, если только Турция не захочет больше».
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.