24-летняя Анна Арутюнян оставила работу программиста и беспечную жизнь в Ереване и решила переехать в Арцах во время блокады, чтобы быть ближе к своей семье.
Семья Арутюнян из 8 человек возделывала сад и помогала полученными благами родственникам и друзьям. Им пришлось во второй раз покинуть дом и смириться с тяжелой утратой.
После потери Шуши у них было все время ощущение, что они не «дома». У Анны много воспоминаний из сладкого детства: «Нас было 3 сестры и 3 брата, задорных и интересных. Однажды мама приготовила суп, а мы сидели и бес конца болтали. Мама рассердилась, а соседка сказала — дай им насладиться этими моментами. У нас в доме всегда была солнечная погода, раздавался пронзительный смех. В очередной раз после работы под палящим солнцем я посмотрела на свою грязную одежду, свои грязные руки и сказала: «Мама, как ты думаешь, какая жизнь мне нравится больше? Работать в жарком офисе в Ереване или страдать физически здесь, но вместе с тобой? Мама знала, что самые настоящие моменты — это когда мы вместе».
У Анны было много друзей в Арцахе еще и благодаря ее второй профессии – фитнесу. У него было 3 тренировки в день с разными группами в спортзале. «В дни блокады на меня злились, когда я говорила, что счастлива. Я наслаждалась каждым днем в Арцахе, была целеустремленной и успешной», — добавляет он.
На этот раз они потеряли свою родину, дом и свою частичку. «19 сентября у мамы был повод порадоваться: она нашла молоко и собралась готовить сыр. Я пила кофе, когда послышались звуки взрыва. Два моих брата сразу уехали на позиции. Я корыстно просила их не воевать», — говорит Анна, отмечая, что они не послушали ее.
Среднего брата, 20-летнего Гарегина, они оставили на родине. Гарегин погиб после прекращения боевых действий, 20 сентября, при выносе раненых во время эвакуации мирного населения села. «Последний раз я видел его месяц назад. Мама испекла пирожки с мясом. Мы быстро завернули помидоры и огурцы из нашего огорода и отправили ему. Не успела обняться и попрощаться», — с трудом рассказывает Анна.
«Гарегин был самым милым ребенком в нашем доме. Физические и умственные способности у него были особенными. Очень дружелюбным бы. Я не хочу говорить о Гарегине в прошедшем времени. Мне так много нужно рассказать. В 10 лет он тайком брад ключи от машины отца и мы вместе катались посреди ночи. У него я научилась любить быстроту…» — рассказывает Анна, перебирая бесконечные воспоминания.
В последние дни, проведенные в Арцахе, они пекли хлеб и раздавали уезжавшим. Во время пересечения КПП Анна спала, когда азербайджанский пограничник открыл дверь машины и предложил ей печенье. «Было трудно получить от него еду. Я думала бросить ему в лицо, но посмотрела на отца, стоящего рядом со мной, и поняла, что не следует рисковать», — говорит она.
Она попрощалась с могилой брата 27 сентября, в день отъезда из Арцаха. В Ереване старается поддерживать связь с природой. «Чем дальше человек от природы, тем он несчастнее. Гарегин любил ходить босиком по земле», — говорит она, отмечая, что после переезда она делает то же самое, чтобы почувствовать себя ближе к Гарегину и земле.
Татев Азизян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.