История Карине: мы никогда не пользовались дома ключами

  • 09:36 20.11.2023

Карине Петросова из Арцаха пытается найти в Ереване высокооплачиваемую работу, чтобы взять на себя решение бытовых проблем большой семьи: «Нашим сестрам и братьям, владеющим домами в Армении, кажется, что армяне, насильственно переселенные из Арцаха, оказались в Армении со страниц Форбс или из Голливуда… Едва пережившие войну 2020 года, 3 года обрабатывавашие землю под огнем противника и 9 месяцев находившиеся в осаде арцахцы не имеют денег, которые вы себе представляете. Жителям Арцаха пришлось потратить свои сбережения в дни блокады, покупая соль за 2500 драмов, сахар за 5000 драмов и подсолнечное масло за 8000 драмов. Жители Арцаха не имеют возможности снять 2-комнатную квартиру (подвал) за 300 000 драмов, жителю Арцаха не по карману условия, предлагаемые нашими любимыми «риэлторами» и «брокерами». Арцахцы не знают, где взять 300 тысяч драмов ежемесячной выплаты + 300 тысяч драмов залога + 150 тысяч драмов комиссии. У жителей Арцаха нет волшебной палочки, с помощью которой можно превратить камень в золото, они пока пытаются получить из этого камня муку, чтобы выжить и встать на ноги.

Посты пользователя Facebook по имени Карине стали чуть ли не вирусными во времена блокады. Ее исключительное чувство юмора помогает упрстить трудные жизненные ситуации. Об этом говорят смонтированные ею карикатуры, приправленные особыми событиями тех дней.

В то время они были счастливы в Арцахе, в отцовском доме. Теперь ей трудно представить будущее, и она цепляется за прошлое. «Мы никогда не пользовались ключами в нашем доме. «Живой» ключ находился в доме — бабушка. Она занималась повседневными делами: работала в саду, шила, штопала. Похороны и выборы были единственным поводом для нее выйти из дома. Даже после смерти бабушки мы не думали запирать дверь, потому что жили в самом безопасном государстве, в самом безопасном городе, в самом безопасном районе. Когда шел дождь, соседи собирали наше белье, и если что-то терялось, мы знали, что это взял точно не кто-то из наших знакомых. Теперь нам предстоит ко многому адаптироваться и учиться. Прежде всего надо научиться запирать двери, хранить ключи, жить без соседей».

После депортации они поселились в Раздане, где в одной квартире проживало 13 человек. В октябре они приехали в Ереван, сняли дом и пытаются сделать его хоть сколько-нибудь похожим на свой заветный дом. «У нас был сад, часть деревьев которого я посадила с помощью бабушки. Во время сбора урожая я не упускала возможности похвалиться перед своими родственниками. Сбор урожая, обмен с соседями давали положительные эмоции, а последствия — опавшие листья — подметала мама. Во все времена года мама ходила с метлой, двор должен был быть идеально чистым. У нас во дворе было так чисто, что канал «Дискавери» нашел двух динозавров без раскопок», — шутит Карине.

Она признается, что несколько раз в день проверяет погоду в Степанакерте и мысленно переносится туда. В этом году из-за отсутствия газа и электричества и ожидания холодной зимы многие покупали дрова и заказывали печи еще в июне-июле. 8 метров дров, купленных Карине, были аккуратно сложены в подвале. Радости не было предела: семья застрахована от зимней стужи. В течение последних 7 дней, проведенных на родине, на этих дровах готовили еду, грели воду и пили чай. Кто бы мог подумать, что им придется эмигрировать, сидеть в чужом холодном доме и заполнять заявления на коммунальную помощь.

Сладкие воспоминания о минувших днях приводят в объятия мечты: «Свежий чай был самым главным напитком в нашей семье. Мы не доверяли этим одноразовым пакетикам. Заваривали ароматные чаи со всевозможными травами. Разговоры за чаем были самые милые, самые простые и гармоничные. Я бы заняла первое место на чайном конкурсе, а блокада научила меня пить его со «сладкими воспоминаниями»вместо конфет.

Может быть, однажды настанет день, когда я позвоню маме после работы и скажу:

«Мама, я иду, приготовь чай…»

Татев Азизян

f