Из 400 тыс. кв.км армянских территорий осталось 29.8, но Баку говорит — и этого нет

  • 18:01 22.11.2023

Собеседник Step1.am — депутат Национального Собрания Республики Арцах Ваграм Балаян.

— Господин Балаян, есть сведения, что Национальное Собрание Арцаха в ближайшее время созовет сессию, какие вопросы будут обсуждаться?

— Я в последние дни не участвовал в обсуждениях, поэтому не владею информацией о повестке дня. В целом я придерживаюсь мнения, что государственные учреждения Арцаха должны продолжать функционировать. Важно, чтобы права арцахских армян были защищены, обсуждались вопросы возвращения на родину.

— Власти Армении заявили, что деятельность госструктур Арцаха представляет угрозу безопасности Армении. Как вы это оцениваете?

— Если у Азербайджана есть какая-то цель, а эти цели очевидны, то не имеет никакого значения, функционирую или нет госструктуры Арцаха за его пределами. У Азербайджана и Турции свои цели, и лидеры обеих стран говорят об этом каждый день. Цели противника не меняются, это видно и по его действиям. Мы видели эти шаги даже после 2020 года, и хотя 9 ноября была, вроде, договоренность, но она не реализована. Они этого не скрывают, говорят, что граница там, где мы стоим.

Я не настолько оптимистичен, чтобы говорить, будто все наши вопросы будут решены благодаря деятельности государственных институтов Арцаха, но я думаю, мы должны работать, а не смотреть со стороны. Другими словами, необходимо создать условия для будущего. Ведь Первая Республика Армения создавалась не в один день, боролись и трудились несколько поколений, это результат пота, крови и труда тысяч людей.

— Есть ли возможности для возвращения в Арцах и выдвижения политических вопросов?

— Необходимо работать с международными структурами, разными государствами и использовать существующие международно-правовые возможности, создавать условия. Конечно, сложно сказать, что это произойдет сразу, но хоть какую-то работу надо провести. Геополитическая ситуация меняется, мир постоянно меняется, и не исключено, что мы сможем решить свои проблемы в этой перспективе. Но для этого надо работать.

— Каковы условия возвращения?

— Естественно, должна быть надежная система безопасности, исключаются отношения с Азербайджаном, то есть должны быть международные гарантии. Любой статус в составе или под юрисдикцией Азербайджана для нас неприемлем, поскольку шаги Азербайджана показывают, что армянский Арцах не может находиться под прямым контролем Азербайджана. Мы видим последствия, они разрушают наши святыни и церкви, применяют насилие над людьми. Понятно, что в этих условиях невозможно обеспечить нормальную жизнь людей.

— Вопрос статуса Арцаха сегодня снят с повестки дня?

— Судя по недавним дискуссиям в Конгрессе США, Европарламенте, заявлениям различных лиц и международных организаций, можно предположить, что такие опасения обоснованны. Фактически, насильственное изгнание арцахских армян с их родины создало привело к новой геополитической ситуации в нашем регионе. И я не думаю, что это станет обстоятельством, способствующим миру, они тоже все это знают. Азербайджан обнаглел еще больше и под патронажем Турции уже зарится на территории Республики Армения. Сегодня я видел, как армянскую церковь в Степанаване в азербайджанских СМИ называют «албанской», и говорят, что это наша. Иначе говоря, у них претензии на всю территорию РА, начиная от Еревана и заканчивая Гегаркуником, Сюником.

— То есть история не закончилась сдачей Арцаха?

— К сожалению, нет, у Азербайджана еще больше открылся аппетит. Посмотрите на их карты, территории Республики Армения там вообще нет. Кажется, армян здесь не было тысячи лет. Они все искажают.

— Что вы замечаете, поддерживает ли международное сообщество восстановление прав народа Арцаха, его возвращение, вопросы статуса Арцаха?

— Со стороны такое впечатление есть, но информации у нас мало.

— Когда 19 сентября Азербайджан напал на Арцах, власти Армении заявили, что не будут предпринимать шаги по защите Арцаха, поскольку тем самым Армения может быть втянута в войну. Как вы оцениваете эту политику, какие последствия она имеет для Армении?

— Отказ от вмешательства и помощи еще не значит, что враг оставит нас в покое. Для нас это не новость, если мы посмотреть историю, то вторжения сельджуков и арабов поглощали нашу страну по частям. У нас осталось только 29 тысяч квадратных километров из 400 тысяч, но Азербайджан говорит, что вообще ничего нет.

— Как ко всему этому относиться, какой ресурс вы видите?

— Проблема в том, что каждая нация должна уметь защитить себя. И первая Арцахская война показала, что, просто опираясь на заявления международных структур, проблемы не решаются. Я, конечно, не говорю, что нам не следует работать в этом направлении, но мы должны пытаться решать свои проблемы сами. Другого пути нет.

— Власти Армении говорят о так называемом «мирном договоре», возможен ли в сложившейся ситуации мир с врагом?

-К сожалению, такой «мирный договор» не может быть подписан, потому что, повторяю, противник постоянно выдвигает новые требования, сегодня так называемые «анклавы», завтра отдадут «анклавы», на следующий день предъявят другие требования. Это общепринятая норма, когда ты уступаешь, всегда хотят большего, нет предела и нет красной линии. При таком развитии будет сложно сохранить страну.

— Может ли Национальное собрание Арцаха отменить указ президента Арцаха о роспуске Республики Арцах? Ведется ли работа в этом направлении?

— В этом нет необходимости. Предположим, президент принимает какие-то решения, если эти решения неконституционны, как они могут иметь юридическую силу? Другими словами, этот указ по сути не имеет юридической силы. Сам президент заявил, что отзовет свою подпись.

f