Forrights. «Племянник пошел домой, у двери уже стояли турки, его не впустили»

  • 16:49 28.11.2023

Forrights

Соня Мартиросян уже 24 года печет женгялов ац на рынке Степанакерта. «У него незабываемый вкус, это один из символов Арцаха», — вспоминает Соня о тех светлых днях. Ее место было в самом начале степанакертского рынка, сразу слева от входа. Бывали дни, когда она выпекала до 100 и более лепешек. Спрос особенно был высоким во время блокады, люди в основном питались женгялов ацем.

Сейчас она далеко от дома и не занимается любимым делом. Они поселились с семьей в селе Ланджазат Араратского марза. Женгялов ац здесь не пользуется спросом, но тикин Соня не сдается, она решила приучить местных жителей вкусу и запаху знаменитого арцахского блюда.

«Я пошла к директору школы и сказала, что хочу печь женгялов ац, и мне нужан помощь. Заверила, что если они попробуют хотя бы раз, закажут снова. Вот, хочу испечь несколько штук, посмотрим, если сможем продавать штук десять за день, это тоже доход, будем жить», — говорит женщина из Арцаха.

Она привезла с собой из Арцаха зелень, предназначенную для женгялов аца, посеяла несколько видов во дворе арендованного дома в Ланджазате. Сейчас ей не хватает некоторых предметов, ждет поддержки правительства, чтобы закупить и начать работать.

«Я жду, когда нам выдадут деньги, чтобы купить ножи для работы, зеленый лук», — говорили тикин Соня, и разговор с Forrights.am становится еще более печальным. Ни она, ни ее сыновья, ни муж здесь не работают. Единственным средством существования является социальная поддержка, оказываемая государством.

«Поддержки недостаточно, денги уходят на арендную плату, да и платят не вовремя. Ноябрь заканчивается, денег нет, говорят, в декабре дадут», — говорит он.

Ожидания большие, арцахцы преодолели годичную блокаду, военные действия, надеются и сейчас найти выход. «Когда мы доехали до села Тех, я посмотрела на членов своей семьи и сказала: слава Богу, что мы доехали до Армении целыми и невредимыми», — рассказывает тикин Соня и вспоминает варварства, свидетелем которых она стала с 19 сентября.

«Наших армяизгнали из сел, они плакали, говорили, что турки застрелили их односельчан. Нам сказали  — надо уезжать. Иначе они доберутся до Степанакерта и вырежут всех», — говорит она и и вспоминает, как племянник вернулся к себе домой и увидел, что враг уже перед воротами.

«Враг дошел до Ачапняка, племянник с женой отправились домой за одеждой и увидели, что турки уже перед дверью. В дом не впустили, сказали уходите. Они вернулись и сказали, что надо уезжать. Теперь дети не могут спать по ночам от страха».

Тикин Соня говорит, что все свое имущество, включая золотые украшения и деньги, она оставила дома. «Мы жили голодными 9 месяцев, теперь. Работы здесь тоже нет, мы остались без работы», — говорит она и отмечает, что арендная плата за дом высокая, 200 тысяч драмов за сельский дом. Живут в одном доме 15 человек. Они благодарны жителям Ланджазата, говорят, что приняли их с любовью и гстеприимно, помогают, чем могут.

Нарек Киракосян

f