Роберт Бадасян отпраздновал свое 28-летие под «фейерверк» реальных взрывов. Арцахская война, начавшаяся 19 сентября, с той же интенсивностью продолжилась и 20-го. Он находился на позициях села Гюлатаг Мартакертского района, когда противник начал наступление.
«Перед началом войны, дней за 15, мы поднялись по тревоге на позиции Гюлатага, со стороны Мартакерта. Ждали приказа спуститься, но прилетели снаряды, и мы начали отвечать артиллерией», — вспоминает в беседе с Forrights.am бывший военнослужащий Армии обороны.
После дня упорных боев он, как и все военнослужащие, получил приказ сложить оружие, хотя азербайджанская сторона продолжала стрелять не только по позициям, но и по мирным населенным пунктам. Роберт не счел свой долг выполненным, сложив оружие. В беседе с Forrights.am он рассказывает жуткие подробности о том, как происходила депортация женщин, детей и стариков.
«Мы узнали, что азербайджанцы вошли в Мартакерт, жители сел шли лесами, все смешалось, села возле рудника Кашен уходили кто как мог». И Роберт принял судьбоносное решение, что доказывает его исключительный патриотизм и человечность.
«Я завел «Урал» и отвез 80 военных и мирных жителей села к перекрестку Дромбона, гда расположились военные, а мы с одним из жителей Гюлатага вернулись, чтобы забрать остальных. Ездил туда три раза, азербайджанцы уже вошли в село. Люди шли лесами — дети и старики, нещадно били по лесу, люди ложились на землю, плач и стенания. Вывез человек 300, всех, кто поместился в машине. Потом я привез их на «Урале» в Степанакерт», — вспоминает он.
Роберт говорит, что был настоящий хаос, гражданское население не знало, куда идти, что делать, и если б он не перевез их к Дромбону, женщинам, детям и старикам пришлось бы пешком пройти 50 километров.
«Я никогда в жизни не водил «Урал», дороги там очень плохие, рядом сидел человек и показывал дорогу. Это была лесная дорога, обычная машина не проехала бы».
Роберт скромно отмечает, что не знает, как в тот момент принял решение и реализовал его. «Если б люди остались там еще полчаса, они бы попали бы под обстрел и погибли, или их вырезали бы. В тот момент только так можно было помочь людям», — говорит он.
Пока он вывозил мирных жителей, машину обстреливали, пулевые отверстия остались до сих пор. «Пока я возил людей, стреляли справа и слева».
Роберт не забудет день, когда ему исполнилось 28 лет. Он был на контрактной службе два года, до этого участвовал в 4-дневной и 44-дневной войнах, а в годы срочной службы ему даже довелось предотвратить диверсию. «Я служил в Ехникнер, была диверсионная атака, мы начали стрелять, и они повернули обратно».
Сейчас Роберт живет в Ланджазате, в Араратском марзе, вдали от родителей, которые живут в селе Малишка. В Интернете распространяются видеоролики, незнакомцы благодарят Роберта за то, что он спас их из ада, многие не знают его имени, но это не мешает им быть благодарными и желать ему беспечной жизни. Сейчас Роберт хочет воссоединиться с семьей, обрести дом и работу.
Но под давлением государства у Роберта хотят забрать привезенный из Арцаха «Урал», на котором он спас людей и привез многих в Армению. Он оставил в Арцахе свое частное авто, чтобы перевозти больше людей на «Урале».
Нарек Киракосян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.