«Мы, наверное, уже не увидимся, ситуация очень сложная», — сказал бывший на позициях сын матери после 13 сентября, когда она спросила, что ему отправить.
Аделина Аветисян завершает вышивку с изображением сына на скатерти в гостиной, она будет представлена во время вечера памяти «Жизнь за жизнь». «Тигран отдал свою жизнь ради нашей жизни, чтобы мы жили, и мой сын и другие погибли не напрасно. Мой сын сделал все, чтобы спасти другие жизни», — говорит мать, рассказывая о подвигах своего сына Тиграна Аветисяна.
До Арцахской войны 19 сентября Тигран часто общался с членами своей семьи. В разговоре с Forrights.am мать рассказала, что ее сын еще вечером 17 сентября предупредил о предстоящей войне. «Мама, не бойся, если что-то случится, два дня будет война. Что-то должно случиться, чтобы эти люди могли выбраться, спастись».
Тигран Аветисян решил поступить на контрактную службу в 19 лет, когда отслужил год срочной службы. Решение было принято на сложном этапе, но в основе его лежал боевой путь 44-дневной войны.
Он служил в армии только два месяца, когда началась война, был в Джракане. «С 27 сентября по 6 октября у нас не было абсолютно никакой информации от Тиграна. Он был с командиром по имени Гагик. Позвонил только шестого числа, оказалось, что они в осаде, отец по телефону указывал им путь и вывел к Гадрутской школе. Тигран встретил там своего брата, после чего они с командиром пошли в другом направлении, снова оказались в бою, командир был ранен, Тигран его вытащил и сам получил ранение», — рассказывает мать.
Несмотря на все сложности, Тигран нес в рюкзаке хачкар с часовни Джракана, который Тигран нес на своих плечах 13 дней.
«Там был хачкар 17 века, который он взял с часовни Джракана. Раненый Тигран потерял свой рюкзак, потом его нашла военная полиция Арцаха, в нем был телефон Тиграна, так они связались с моим мужем».
Тигран, получивший на поле боя ранения, был доставлен в Ереван. Оправившись, Тигран вернулся на военную службу, через четыре месяца вновь поступил на контрактную службу. «Ему было 19 лет, но его образ мышления был другим. Он очень любил Арцах», — говорит мать, отмечая, что ее сын прошел трудный путь.
Через некоторое время у Тиграна возникли проблемы с ногами. «3 ноября 2022 года сделали операцию, у него было варикозное расширение вен третьей-четвертой степени, сказали, что его состояние несовместимо со службой. Тигран запаниковал, сказал, что должен быть на своем месте», — говорит мать, отметив, что сын предложил написать письмо в военный госпиталь, и если там скажут, что он не годен для армии, он не пойдет на службу.
4 декабря 2022 года он вылетел из Еревана в Арцах. «Мы не виделись с того дня. Через неделю началась блокада, он не смог приехать в Ереван даже на проверку. Мы отправили ему лекарства, сама я не могла поехать в Арцах, так как я жена действующего полковника».
Все это время сын общался с родителями только по телефону. Служил на позициях возле села Ванк.
16 сентября Тигран, поднявшись на позиции, узнал, что на соседних позициях больной солдат, а поскольку замены не было, он решил заменить его сам. «Он разговаривал с нами в тот день, включили громкоговоритель, он сказал отцу: Дед, там целая толпа, их больше сотни, я их вижу. Отец спросил: «Что ты собираешься делать?» Он ответил: «Я готов…»
Последний разговор матери и сына состоялся 19 сентября, около полудня. Позвонил Тигран, они немного поговорили.
«Я возвращалась из магазина, не успела зайти домой, как позвонила подруга и сказала, что Степанакерт бомбят. Я позвонила родственникам мужа, они все были там, никто не ответил. Мы страшно переживали два-три дня, пока связь не восстановилась. Тигран оказался на 112-й позиции, это была одна из самых опасных позиций. Выяснилось, что Тигран на позиции один, ему никто не помогал, он был ранен в бок. Мы узнали, что он звал сослуживцев: «Куда бежишь, давай патроны»
Тело Тиграна нашли на позиции, кругом были обстрелянные патроны. Его нашли через несколько дней, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, говорит мать, Тиграна можно было узнать. Тигран похоронен на воинском пантеоне Ераблур. По словам Аделины Аветисян, они оказались в странной ситуации.
«Нам запретили размещать флаг Арцаха на могиле сына. Так обошлись со всеми. В то время это было для нас шоком», — рассказала мать.
Никто не посетил родителей Тиграна, который не оставил своего поста и погиб ради Арцаха. По словам матери, не пришли ни однополчане, ни военное командование, лишь один из командиров передал оставшуюся у него вещь Тиграна, как реликвию.
Нарек Киракосян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.