Forrights: «Мы вздохнули, только когда пересекли мост Акари»

  • 12:18 07.01.2024

Forrights

Шушаник Минасян из Арцаха во время агрессии со стороны Азербайджана осталась под завалами и получила телесные повреждения. Женщина, которой чудом удалось выжить, в то время находилась на работе и выбралась из-под завалов с помощью коллег. Сейчас она живет со своей семьей в приграничном селе Корнидзор. Чувствуют ли они себя здесь в безопасности?

«Сейчас нигде не безопасно, будь то в Америке, России или в центре Армении, нет безопасности, мы привыкли жить на границе. Враг окружал нас со всех четырех сторон, но мы держались, там как были едины, я не боялась жить в приграничном селе», — сказала она в беседе с Forrights.am.

Шушаника была депортирована вместе со своим несовершеннолетним сыном и пожилыми родителями. Она говорит, что из Степанакерта до Сюника они ехали два дня. «Мы приехали голодными, потому что в Арцахе 9 месяцев не было еды», — говорит она и на этом завершает разговор о материальных проблемах. Более важной и трагичной она считает деарменизацию Арцаха и то, чему она стала свидетелем.

«На дорогах было много людей, они не давали друг другу проехать, были напуганы. Они покидали Родину потому, что пребывание там дольше хотя бы на секунду было смертельно опасно. Мы 9 месяцев боролись за то, чтобы остаться на своей земле, но тщетно. И то, что мы выбрались — не победа. Мы готовились не к этому, мы хотели праздновать победы на своих площадях, но теперь там звучат песни врага», — говорит она и отмечает, что с большой болью покинула свой дом и находится здесь против своей воли.

«Я не знала, выживу ли я, но перед отъездом убралась дома, все вычистила, повесила ключ на газовый кран, поцеловала дверь дома, и мы уехали».

Мать продолжает рассказ дочери. «Мир обрушился на нас: мы не могли выбраться из подвала, потому что стреляли и стреляли с утра до ночи. В Степанакерте ьыли разрушены здания. Моя дочь служила в армии, они ударили по зданию, где она находилась. Дочь осталась под завалами, ее еле спасли», — рассказала Нелли Асрян в разговоре с Forrights.am.

«Наш Арцах отдали туркам. Кого мне винить, Пашиняна или Араика? Я не знаю, все виноваты, разве за это мы боролись 30 лет», — говорит в сердцах 65-летняя женщина и вспоминает, как ее вынудили покинуть страну, родину, в кузове.

«Мы ехали в кузове небольшого грузовика: я, мой внук, моя дочь, мой муж, сын моей соседки с женой и детьми. Мы накинули на себя кусок палатки, чтобы не промокнуть, дышать было нечем. Вздохнули с облегчением, когда пересекли мост — выжили», — говорит она.

Вот уже три месяца после депортации в Армению семья живет в доме сестры Нелли в Корнидзоре. Снять квартиру не могут, дочь ищет работу, господдержки не хватает семье на жизнь.

«Да, это близко к границе, но они же живут, и мы будем жить», — говорит тикин Нелли.

Нарек Киракосян

f