Единственное, что сделала Россия в Арцахе: Том де Ваал

  • 16:41 08.01.2024

Единственное положительное, что сделали русские, это то, что исход армян из Карабаха был мирным. Об этом заявил в интервью армянской службе радиостанции «Свобода» ведущий исследователь Фонда Карнеги, эксперт по карабахскому вопросу Томас де Ваал, касаясь замечания о том, что русские своим молчанием фактически встали на сторону Азербайджана и даже в некоторой степени помогли Баку в деле освобождения Нагорного Карабаха от армян.

«Думаю, мы обсуждали то же самое и в контексте событий, связанных с блокадой Лачинского коридора. Все это было с разрешения России или она была слишком слаба? Предполагаю, что это комбинация того и другого. Россия намного слабее, этим и воспользовался Азербайджан. Но я уверен, что Россия однозначно могла предвидеть операцию и действия такого масштаба, видеть предшествовавшие всему этому военные приготовления. У них была своя информация, свои источники, и они ничего не сделали для того, чтобы предотвратить это. Так что в каком-то смысле я рассматриваю это как предумышленное решение Москвы ничего не делать. Думаю, единственное положительное, что сделали русские, это то, что исход армян из Карабаха был мирным. Конечно, есть люди, которые погибли по дороге, но насилия с азербайджанской стороны не было. Они способствовали мирному массовому исходу армян из Карабаха. Но кроме этого, да, они позволили этому случиться. А между Баку и Москвой, безусловно, много связей», — сказал Ваал.

Касаясь того, что Армения начала предпринимать шаги в направлении того, чтобы не быть зависимой от России, пытаясь диверсифицировать свои внешние отношения, свою политику в сфере обороны и безопасности, эксперт отметил: «Начнем с того, что Армения всегда старалась диверсифицировать свою внешнюю политику. То же самое было и в 90-ые годы при Тер-Петросяне, это называлось комплементарной политикой, когда были связи и с Европой, и с США, и с Ближним Востоком. Россия должна была быть лишь одним из многочисленных партнеров. Военная и экономическая зависимость от Москвы усилилась особенно при Роберте Кочаряне, когда все экономические активы были переданы под контроль России, когда была расширена военная база в Гюмри и так далее. И эта зависимость все еще имеется. Свыше 80% газа в Армению по-прежнему поступает из России – через территорию Грузии, 90% пшеницы поступает из России. Очевидно, что торговля с Россией продолжает оставаться важной, и она осуществляется через территорию Грузии. Когда Россия закрывает КПП в Ларсе, это влияет на экономику Армении. Все рычаги воздействия еще есть, но сейчас применяются усилия в направлении того, чтобы отойти от всего этого. Думаю, некоторые скажут, что это делается не очень умело, что возможно было бы разумнее еще больше отойти от российской зависимости и меньше говорить об этом. Но власть Никола Пашиняна, похоже, больше говорит и меньше делает, что, наверное, не так уж умно со стратегической точки зрения, но эти изменения однозначно сейчас в процессе».

f