О чем не спросили Арарата Мирзояна: будет ли Армения воевать?

  • 12:44 24.01.2024

Пресс-конференция министра ИД Армении Арарата Мирзояна подтвердила несколько наметившихся трендов:

  1. Действующие механизмы безопасности не функционируют с 2020 года, наша страна должна попытаться найти новых союзников, но с другими системами безопасности мы не собираемся сотрудничать.
  2. Две из трех сторон нарушили Трехстороннее заявление по ряду пунктов, но Республика Армения верна своим обязательствами не намерена отзывать подпись под документом.
  3. Конституцию меняем из-за требований Алиева, мы тоже предъявили «эквивалентные» требования Баку, но не известно, какие.
  4. В августе 2022 года были предложения России отложить обсуждение статуса Нагорного Карабаха, последовало согласие Армении и несогласие Азербайджана, затем нападение на суверенную территорию Армении, отсутствие точной фиксации этого факта с российской стороной, необходимость обозначения этой линии границы и четырехстороннее заявление о линии границы и ее правовых основах в Праге. То есть Пражское заявление было принято на европейской платформе, чтобы Россия и ОДКБ выполняли свои обязательства.
  5. Несмотря на договоренность, Турция не открывает границу даже на унизительных для Армении условиях – для лиц с диппаспортами и граждан третьих стран.
  6. Ни по пункту 9 Заявления от 9 ноября, ни по следующему заявлению от 11 января, в котором гораздо более подробно раскрывается пункт 9, ни по какому-либо последующему заявлению Армения не брала на себя обязательств по открытию коридора, но дороги мы готовы открыть.
  7. У нас нет инструментов, чтобы отследить или достоверно выяснить, что происходит с армянским культурным наследием на территориях, находящихся под контролем Азербайджана, но Алиев говорит, что церкви на территории Арцаха не являются армянским наследием.
  8. Армянская сторона видит отступление Азербайджана от договоренностей по всем направлениям, но остается верной мирному процессу.
  9. Вероятность эскалации ситуации существует и в данный момент, но мы увидели, как в искаженном виде называются тот или иной город или регион Армении, по большому счету вся Республика Армения называется Западным Азербайджаном.
  10. Регресс наблюдается в нескольких ключевых направлениях, например, в вопросе делимитации границ, когда президент Азербайджана утверждает, что необходимо провести новые границы, а если нет, то за основу следует взять какие-то досоветские границы. Алиева говорит, что азербайджанские силы не уйдут с оккупированных территорий Армении, то же самое и в контексте разблокирования коммуникаций. Однако Республика Армения остается приверженной своей мирной повестке.
  11. Есть идея встретиться на границе и продолжить переговоры, но такого предложения нам не поступало. На данный момент договоренности о встрече лидеров стран или министров иностранных дел нет.

Правительство Пашиняна не только не признает оглушительный провал «мирной повестки» и своей стратегии «сдадим Арцах, потом остальную Армению», не только не предпринимает шагов по изменению национальной системы безопасности, не только не подает в отставку, заявляя о своем провале. Но Мирзоян бесстыдно продолжает утверждать, что Армения не отступит от своей стратегии и готова изменить Конституцию Армении, чтобы угодить Алиеву.

Но самое главное – на пресс-конференции не прозвучали важные вопросы: на каких основаниях Армения будет утверждать свои границы с Турцией, будет ли продлен Карсский договор за подписью Армении, какие «политические решения» Пашиняна будут легитимизированы в новой Конституции? И как Армения поступит в случае полного отказа Алиева от переговоров, в случае эксалации, оккупации и угрозы государственности? Будет ли Армения воевать?

f