Очередное сокращение ареала проживания армян привело к новой волне беженцев. Сегодня около 150 тысяч жителей Арцаха остались без крова, изгнаны со своих земель и страны.
Предыдущие волны беженцев не остановили новую волну.
Предыдущие волны беженцев стали «головной болью» для властей Армении и процветавшего вокруг них грантового сообщества, проблемы беженцев стали благодатной почвой для расцвета коррупции как в Ереване, так и в Степанакерте. С новой волной картина повторяется, по крайней мере, с 2020 года.
Каждый шаг к самоорганизации беженцев был стихийным и не находил поддержки. В сентябре 2012 года в Баку забеспокоились и позвонили на Баграмяна, 26, чтобы узнать — что за город строят беженцы на берегах реки Акари. На Баграмяна, 26 успокоили коллег — поговорят-поговорят и успокоятся. Мы поговорили-поговорили, не успокоились, но продолжали только говорить, а город так и не построили. Не построили, потому что не было государственно-политического осознания стратегической значимости этой идеи, не построили, ибо не было осмысления экзистенциальной значимости Миацума для армянского населения, потому что мы не оценили по достоинству данный Богом нам ареал.
Город не был построен, ибо штурвал Страны перешел в руки антипатриотических, корыстных саттелитов, которые с 1991 года обслуживали планы внешних сил и загнали Страну в яму мародерства и коррупции. Они проповедовали и прививали навязчивую идею передачи туркам данного нам Богом ареала, по кусочкам, психологию слабой и беспомощной наложницы, пытались внушить, что Арцах – это аппендикс, а защитники земли – это пожиратели земли и радикалы.
Чем мощнее был психологический бунт, тем разнообразнее и многочисленнее становились пункты подрывного плана, а тезисы «деньги всюду светят» или «Родина – это лишь эмоциональное восприятие» становились основным ориентиром и навязываемой системой ценностей для саттелитов, и чем хуже становилось состояние Страны, тем больше она приносила наживы.
Каждый шаг по самоорганизации беженцев подвергался сомнению, отодвигался назад, любой прогресс пытались парализовать, остановить и погасить.
Сегодняшнее уже откровенное выражение отсутствия государственной политики фиксирует продвижение геноцидальных турок и предваряет очередное сокращение жизненного пространства армян, как это произошло в сентябре 2012 года.
Судьба переживших геноцид, их жизнь, заботы и потенциальная защита были обойдены таким образом, чтобы не обсуждалась преемственность геноцидального процесса. Были преданы молчанию Сумгаит, Баку и Марага, Сафаров, погромы хачкаров в Нахиджеване, убийство семьи Аветисян в канун столетия Геноцида армян и аккурат к 25-летию Геноцида армян в Баку.
Молчали подвергнутые геноциду армяне, люди, остановившие у Нагорного Карабаха геноцид, который с 1988 года быстро продвигался туда из Сумгаита.
Армянский народ молчал, потому что антипатриотические, корыстные сателлиты сумели своим угодным врагу воем заглушить армянский бунт.
Результатом этого молчания стала блокада Арцаха посредством одного моста на реке Акари, а затем полная изоляция. Реакцией на это молчание стали десять месяцев голода и истощения народа Арцаха.
Сегодня по-прежнему царит тишина, никто не поднимает вопросов, хотя их уйма — кто был обязан обеспечивать безопасность Республики Арцах в послевоенный период: транспортную, продовольственную связь через мост Акари? Кто должен был обеспечивать безопасность армян от козней «миротворцев»? Ведь антиармянская суть «миротворцев» была ясна уже в декабре 2020 года. Как и почему произошел «взрыв бензина» и неимоверные жертвы, кто отвечал за вопросы безопасности? Никаких дискуссий, никаких расследований, никаких объяснений.
И последний вопрос, как получается, что Кремлевская империя, ратующая за принципы территориальной целостности, упорно не выводит свои войска с оккупированных посредством Геноцида территорий Республики Арцах? Разве не очевидно, что делается это для того, чтобы не допустить возвращения арцахских армян, и возвращение арцахских армян возможно только тогда, когда оккупационные силы – российские или азербайджанские – покинут Арцах, а вместо них здесь будут размещены международные миротворческие силы? Кто должен поднимать эти вопросы – действующий президент Республики Арцах, Национальное собрание и правительство, или распад Республики Арцах – реальность?
Мариам Авакян
Координатор Съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Специально для Step1.am
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.