Село Иванян Аскеранского района находится в 10 км от Степанакерта. Оно было названо в честь генерал-лейтенанта Христофора Иваняна, участника Арцахской освободительной войны.
В селе располагались Дом культуры, средняя школа и органы самоуправления. В 2012 году был вновь открыт аэропорт, который так и не был введен в эксплуатацию и в итоге стал базой пребывания российских миротворцев. Деревня была разделена на две части: старую и новую. В советский период она называлась Ходжалу.
У моего деда был дом и большой сад в Старом Иваняне. Жизненный путь дедушки был наполнен большими трудностями. Им пришлось бежать из Баку в молодости. Сестры и братья расселились по другим городам, и они так до конца жизни не встретились. Дед потерял на войне свою первую жену и младшего сына. В 2020 году погиб на войне внук. Как старый, но могучий орел он продолжал жить и созидать… С утра до вечера он возделывал сад, работал сторожем в разных местах.
В силу обстоятельств я жила в Иваняне несколько лет и каждый день ходила на автовокзал, чтобы добраться до Степанакерта в школу. Дорога была настолько долгой, что мне хватало времени выучить уроки.
Село Иванян было в основном равнинным. На дороге, ведущей в Старый Иванян, не было даже дерева, под которым можно было бы укрыться от дождя или зноя.
Я переехала в Степанакерт, когда училась в средней школе. После этого стала реже ездить к дедушке. Мы приезжали к нему на летние каникулы и устраивали незабываемые вечеринки с соседскими детьми.
Старый и Новый Ходжалы были отделены друг от друга рекой, мост через которую не выдержал и преждевременно сломался. Чтобы добраться до школы, расположенной в Нор Иваняне, детям приходилось переходить реку бродом, или проделывать долгий путь в обход. Река была для нас весьма привлекательна в летние месяцы. Помимо плавания мы также знакомились с животным миром: лягушками, змеями и скорпионами. Зимой голодные шакалы выли под самыми окнами.
В селе было электричество и газ, и до того, как были налажены работы по водоснабжению, мы, дети, брали пустые ёмкости и ходили к роднику за водой. В равнинной части выше родника мы собирали грибы и гоняли пасущихся овец. В Иваняне был мусульманский мавзолей, настолько загадочный, что мы боялись туда войти.
Известно, что лучшая вишня росла в Иваняне. Весной вишневые деревья цвели так красиво, что были похожи на японские сакуры. Мы собирались с детьми и наслаждались темной, кроваво-красной, сочной вишней. Вечером мы вместе совершали мелкие преступления. Ограбив ореховые деревья, мы делили добычу между собой, садиились на камни и наслаждались характерным для Ходжалу ветром. Пейзажи были прекрасны и знакомы. Мы лежали на траве, глядя на разные образы, образуемые облаками, и мечтали, что однажды у нас появится велосипед или самоходная машина.
Потом последовали студенческие годы, и мои визиты были только на каникулах. В месяцы блокады добраться туда было сложнее из-за отсутствия транспорта. Дедушке было плохо, он уже не мог вставать с постели. Позвонил мне и попросил найти способ добраться до села. На полпути меня подбросила машина. Необычно было видеть его в таком состоянии: слабого, бледного, беззащитного. Увидев меня, он сразу как-то повеселел, улыбнулся, обнял меня. Я села рядом…
Эмоции подступали к моему горлу и грозили вырваться наружу в виде слез, но я не могла вогнать в стрес человека. Я начал говорить всякие глупости. Предложила сделать селфи, на память. Он все еще надеялся на хороший исход. Он тоже старался не показывать своего волнения. Даже встал и позавтракал. Я обещала вернуться 13 октября на его день рождения.
Обратно я пошла пешком и в голос рыдала. Было предчувствие, что я в последний раз увижу дедушку и деревню. Все время оглядывалась назад, прощаясь с нашим домом, яркими моментами детства, друзьями, воздухом, водой, деревьями, цветами, жизнью, которую я прожила.
19 сентября, через неделю, произошла агрессия и депортация. Позже дедушка и члены его семьи прибыли в Армению и были временно размещены в селе Тавушской области. Я позвонила и попросила родственников позволить мне перевезти его к себе. Через несколько дней он умер от сердечного приступа.
Такова история народа, воплощенная в судьбе одного человека.
Татев Азизян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.