Не думаю, что мирный договор будет подписан при посредничестве и под гарантии Евросоюза

  • 18:09 10.02.2024

Собеседник Step1.am – Шаан Кандаарян, главный редактор бейрутской газеты «Аздак».

— Господин Кандаарян, есть информация, что следующая армяно-азербайджанская встреча состоится в Брюсселе. До этого, как мы знаем, Алиев бойкотировал встречи. Что изменилось после выборов президента Азербайджана, почему Баку согласился участвовать во встрече?

— Во-первых, примечательно, что президент Совета Европы Шарль Мишель поздравил Алиева по случаю избрания. Понятно, что в Азербайджане не было выборов, было самоназначение, что в корне противоречит ценностям европейской избирательной системы. И когда поздравляют, не критикуют, не выступают с резкими обвинениями в связи с такими выборами, под этим кроется чисто политическая оценка. Основная причина такой политической оценки заключается в том, что Баку согласился вернуться за стол переговоров в Брюсселе. До этого, напомним, Алиев избегал и отказывался от встреч.

Я не думаю, что это окончательный формат и что соглашение будет подписано при посредничестве и под гарантии Евросоюза. Это продолжительный процесс, и согласие или отказ от посредничества является инструментом политического торга. Учитывая текущую политическую ситуацию, именно в этом контексте решили не ставить под сомнение легитимность Алиева, а также согласие Баку на то, чтобы Европейский Союз снова выступил посредником или организовал встречу. Я, конечно, не думаю, что это останется незамеченным Москвой или что Москва воспримет это спокойно, потому что карты для демаркации находятся в Москве. Такое заявление сделал официальный представитель Москвы. Это явный намек на то, что ключ к переговорному процессу находится в Москве. Нам следует воспринимать все эти процессы в контексте общей логики конкуренции за сферы влияния между Западом и Россией в регионе и, соответственно, также прогнозировать возможные сценарии развития событий, определив наиболее выгодный для армянской стороны.

— Именно в Брюсселе было зафиксировано «признание» Арцаха частью Азербайджана, а также было объявлено, что стороны признают территориальную целостность друг друга на основании Алма-Атинской декларации. Однако после этого Баку стал избегать четких заявлений о территориальной целостности Армении. Если новая встреча состоится, какие вопросы могут быть на повестке?

— По поводу Алма-Атинской декларации Баку заявил, что она, как документ, проблематична, и армянской стороне не следует ссылаться на оговорки к Алма-Атинской декларации. Так что, это важный момент для Баку. Это подразумевает, что повестка переговоров основывается на принципах территориальной целостности, определенных Алма-Атинской декларацией. И именно поэтому Баку этому препятствует. До этого в заявлении Пашиняна говорилось также о том, что стороны договорились не ссылаться на внутренние документы. Баку назвал три основных документа: Декларацию о независимости и ссылку на нее в преамбуле Конституции, второй — оговорки Армении к Алма-Атинской декларации и третий — общую концепцию по арцахскому вопросу на официальном сайте МИД РА. Ссылки на эти три документа, по мнению Баку, являются препятствием. Поэтому я считаю, что эти вопросы также будут рассмотрены в ходе переговоров. Официально было объявлено, что пункт о делимитации и демаркации был исключен из проекта «мирного договора», потому что это долгосрочный процесс. Значит, они торопятся заключить «мирное соглашение». Но и здесь срочность имеет свою логику, ведь если мы изменим Конституцию как препятствие на пути к «мирному договору», то изменение Конституции подразумевает референдум, а референдум тоже требует некоторого времени. Кроме того, мы не знаем, что произойдет в результате того референдума, ведь не исключено, что народ отвергнет, откажется от требования исключить ссылку на Декларацию о независимости. Иначе говоря, и время, и результат этого процесса не столь ясны. Более того, Баку тормозит этот процесс, бесконечно выдвигая новые предусловия.

— Арцахцы поднимают вопрос о размещении в Арцахе международных миротворцев как условии вернуться в Арцах. Может ли этот вопрос стать предметом обсуждения в Брюсселе, и считаете ли вы теоретически возможным, что, например, миротворческие силы ОДКБ могут получить международный мандат и быть размещены в Арцахе?

— Я думаю, что такое требование арцахцев законно, поскольку реализация права на возвращение обязательно должна быть обусловлена ​​международными гарантиями безопасности. Фактически последняя война, депортация и насильственное переселение Арцаха происходили в присутствии миротворческих сил Российской Федерации. Иными словами, миротворчество российских сил не может быть гарантией. По этой причине реализация права на возвращение зависит от нового международного гарантийного инструмента. Но и это следует рассматривать и в общей политической логике конкуренции за сферы влияния между Западом и Россией в регионе.

Роза Ованнисян

f