«В Шоше русские сказали нам — придется сдать оружие и уходить»

  • 22:25 23.02.2024

Жители села Шош Республики Арцах после вынужденного переселения расселились по всей Армении. Глава общины Шош Эрик Абрамян сообщил Step1.am, что число вынужденных переселенцев из Шоша составляет около 600 человек, и они проживают в самых разных общинах – от Мегри до Баграташена. По словам Абрамяна, они бы предпочли жить компактно. «С тех пор, как мы переехали сюда из Карабаха, из нашего села уже умерло 5 человек. Когда звонят, говорят, что похороны или панихида, на мгновение радуешься тому, что встретишь односельчан и пообщаешься с ними. Только по таким поводам и встречаемся», — сказал он.

Глава общины сообщил нам, что инвентаризация утраченного имущества населения не проводится. Главы арцахских общин подняли этот вопрос перед правительством Арцаха, но приказа о проведении инвентаризации не получили. «Я лично и несколько сельских старост Арцаха ходили к госминистру Арцаха и подняли вопрос утраченного имущества. Он сообщил, что пока они пытаются решить жилищный вопрос с правительством Республики Армения. Говорят, что приоритетом является жилищный вопрос, посмотрим, как он будет решен. Одни говорят, что выдадут по 3 миллиона драмов на человека, другие — 5 миллионов драмов. Но это все неправда, будь такое решение, его бы обсуждали. Но этот вопрос не обсуждался ни Национальном Собрании, ни при утверждении бюджета. На сегодняшний день жилищный вопрос буквально душит людей. У нас нет работы, и я один из всех — арендовать жилье дорого, плюс коммунальные услуги», — сказал Эрик Абрамян.

По его словам, лидеры общин Арцаха продолжают работу на общественных началах. «На общественных началах я по-прежнему глава общины. Мне звонят сельчане и просят выдать справку. Вот завтра надо написать одну и отвезти на Абовяна, 9, чтобы оттуда могли забрать. Когда людям нужна какая-то бумага или документ, я их предоставляю, то есть печать у меня», — сказал он.

Эрик Абрамян сообщил, что они рассматривают вопрос о возвращении в Арцах только при условии, если в Арцахе будет армянская власть и будут действовать международные гарантии безопасности. Но есть одно важное условие: азербайджанские войска должны быть отведены на границы до войны 2020 года. «Все готовы вернуться, но только при одном условии, что мы окажемся в юрисдикции турок. Если в Арцахе будет армянское правительство, то мы вернемся. А если под контроль турок, с их паспортом, то это нереально. Даже на международные гарантии мы согласны только в случае, если азербайджанского контроля не будет. Они должны вернуться туда, где были до войны 2020 года. Дорога с Арменией должна быть открыта, в населенных пунктах должно быть безопасно, чтобы дети могли свободно ходить в детский сад и школу, чтобы люди жили не в страхе. Что мне далеко ходить: только из нашего села мы вывезли около 170 детей, голодных, напуганных и починевших», — сказал он.

Эрик Абрамян отметил, что в дни сентябрьской агрессии азербайджанцы вошли в село Шош и обстреливали мирных жителей. «Когда пришли русские, было уже темно, турки уже убивали людей в селе. Слава Богу, жертв среди мирного населения не было, но было много раненых. Россияне опоздали, сказали, что привезут автобусы, чтобы эвакуировать людей. Но потом выяснилось, что они приехали на своих БТРах и сказали: «Вы должны сдать оружие и пойти вместе с нами». Мирные жители были в школьном подвале, я сказал: давайте оставим людей там, вы их охраняте, пусть турки занимают село, мы останемся тут. Они сказали, что мы не можем. Я попросил представить это начальнику: пусть они пришлют помощь, чтобы защитить людей. Он связался со штабом их командующего и после разговора сказал: «Вы должны сдать оружие и уходить».

Я думаю, что с тем БТР они бы ничего сделать не смогли, потому что тоже были напуганы и не знали, как поступать. На мосту под деревней, под скалой, стояли уже турки. Они стреляли в людей с оружием. Поэтому я ради детей согласился сдать оружие, чтобы вывести оттуда население», — сказал Эрик Абрамян.

По его словам, во время агрессии только 20-30 из 600 деревенских жителей не находились в деревне. При эвакуации в селе остались трое жителей села: в суматохе и при эвакуации члены семей не заметили отсутствия родственников. На четвертый день после депортации глава села вместе с российскими военными участвовал в поисковых операциях и эвакуировал жителей целыми и невредимыми. «Турки не заходили к ним, их вообще не трогали», — добавил он.

Обращаясь к вопросу о том, каковы были причины оккупации Арцаха, Эрик Абрамян говорит: «Я не могу этого сказать, задавайте эти вопросы выгестоящим. Мы тоже задавали много вопросов, но никто на наши вопросы не ответил. Поэтому мы не знаем, что произошло».

В то же время он добавил, что вопрос Арцаха не закрыт. «Я не думаю, что вопрос Арцаха закрыт. Мне кажется, что еще есть выход, если проводить умную и правильную дипломатию. Вопрос должен решаться на международном уровне, а не между двумя людьми, которые встречаются и решают все между собой», — подчеркнул он.

Роза Ованнисян

f