Forrights. Депортация произошла под натиском вооруженных азербайджанцев: «они останавливали и пугали»

  • 16:02 07.03.2024

Forrights

42-летний Рудик Арушанян, депортированный из Арцаха, поселился в селе Ноякерт Араратской области вместе с женой и детьми 1, 3, 5, 8, 9, 11 лет. Они сталкиваются с целым букетом социальных проблем. Прежде чем обратиться к нынешним проблемам, Рудик рассказывает о многочисленных перемещениях с места на место после 44-дневной войны.

Рудик Арушанян родом из села Драхтик Гадрутского района. Жил там до 44-дневной войны. Когда ситуация в селе усугубилась до крайности, он отправил жену и детей в Армению, а сам принял участие в военных действиях. После трехстороннего заявления 9 ноября они пытались обосноваться в селе Вазгенашен Мартунинского района, но прожили там лишь день: прибыли 19 ноября и убыли 20 ноября.

«20 ноября мы с детьми сидели и обедали, когда азербайджанцы выбили дверь и ворвались в дом. Они стали кричить: «Выходите». Колонна машин остановилась у дома, вошли четверо вооруженных людей с автоматами в руках. Один сказал: «Мы дали вам время уехать». Но никто нам ничего не говорил. Русских не было и в помине. Отправил жену и детей и вернулся, чтобы забрать вещи малыша. Он пнул меня по руке, сумка упала. Все там и осталось. Мы уехали в домашней одежде», — рассказал Forrights.am Рудик Арушанян и отметил, что в Вазгенашене они по трое-четверо заходили в дома и изгоняли людей.

После этого Рудик начал искать дом в селах, оставшихся под армянским контролем, и переехал в Ашан. Рудик жил в этом селе со своей семьей до 19 сентября.

«Половина детей была в школе, когда начался обстрел, я привел их домой, а сам поднялся на позиции. Все заранее сдали, но нам не сказали, что сдали, и жертвы бессмысленны. Прошел день, и они призвали сложить оружие, вернуться с позиций и покинуть Карабах. Хорошего в этой истории только то, что на позициях находились 9 человек, никто не погиб и не пострадал. Мы же помогли выбраться ребятам с других позиций».

Рудику пришлось покинуть место жительства в третий раз. 20 сентября они приехали в Степанакерт из Ашана. Депортация происходила под давлением вооруженных азербайджанцев. «Они были на всем пути от села до Степанакерта. Останавливали машины и проверяли. Прежде чем мы доехали до Степанакерта, нас три или четыре раза останавливали. Кого-то останавливали и пугали, ругались на своем языке».

Семья Рудика живет в сложных социальных условиях. В беседе с Forrights.am он сообщил, что получил неполную поддержку со стороны правительства РА. «Мы получили 100 000 и 50 000 драмов в полном объеме (имеются в виду единовременные 100 000 и 50 000 драмов, выдаваемые каждому человеку), а 40+10 000 драмов не поступали с ноября и декабря. В январе было перечислено 200 000 драмов, но как на эти деньги прокормить 8 человек? Иду в собес, а там говорят, что должны перечислить на карту, но когда перечислят, не знаю», — говорит он, отмечая, что на эти деньги пришлось купить имущество для дома: б/у кровать, шкаф, а также дрова, которые уже закончились.

Рудик также купил электропилу, чтобы пилить дрова за деньги, но предложения поступают нечасто. Он ждет начала сельскохозяйственных работ.

Семья крайне нуждается. «Денег на покупку одежды и обуви детям нет, а у меня трое школьников», — говорит многодетная мать.

Нарек Киракосян

f